11.12.2013 в 04:20
Пишет alwdis:Ах, Маришка, Маришка!..
Ни-ни-ни! "Маришка" - отнюдь не имя девочки. Совсем наоборот: это, во-первых, фамилия, а во-вторых, мужчины.
Знакомьтесь: Эрнст Маришка, австрийский режиссер середины ХХ века. Оперетта (роскошная, дамы в перьях, мужчины во фраках, шик-блеск-красота), прочий театр и, к нашему счастью, - кино.
Трилогия об императрице Сисси - помните, надеюсь?
Да, именно Маришка сделал из Роми Шнайдер звезду. Вот и посмотрим - и его, и ее.
К сожалению, не так много Маришки у нас хоть как-то переведено. "Дом трех девушек" (биографический фильм о Шуберте), "Молодые годы королевы" (о Виктории - и он заслуживает отдельного поста!) и "Марш для императора". Ну и "Сисси" в трех экземплярах ("Сисси", "Сисси, молодые годы королевы", "Сисси, трудные годы королевы").
Что ж, будем наслаждаться тем, что есть.
Признаться, я хотела сделать очерк по всем фильмам. Но взявшись нарезать кадры из "Марша", я с ужасом обнаружила, что их уже за полсотни... Так что "Маршем" и ограничимся, поскольку посмотреть кино вы и без меня можете, а мне интереснее рассказать, как этот прекрасный режиссер работает.
Итак, "Марш для императора", 1955 год. Режиссер - сами-знаете-кто, в главной роли - Роми Шнайдер.
читать и смотреть дальше
Фильм начинается с пейзажа, и - под бодрую песню идет вереница крестьян. Тра-ля-ля-ля!
При таком начале вы можете быть твердо уверены, что картина будет про торжество Естественного над Социальным. Драздравствует свобода и выражение чувств! Быть собой - хорошо, быть воспитанным - плохо.
Идея, на сегодняшний день довольно сомнительная (пора бы уже и хорошим манерам поучиться), но тогда более чем востребованная.
А вот и Роми дошла до камеры. ИМХО, то, что она красива (Дисней называл ее "самой красивой девочкой в мире") - это мелочи жизни. Она - очаровательный бесёнок. И это сочетание прелести и озорных глаз делает молодую Роми просто сказкой.
По сюжету, пришли селянки на ярмарку и вытянула девушка пророчество, что ждет ее любовь и щщщастье в Вене, а поможет ей в том лично государь-ампиратор.
Стоп. Про сюжет. А сюжет-то старенький... И кое-кому хорошо знакомый.
Прошу любить и жаловать: звезда кинематографа более раннего времени, Дина Дурбин. И фильм "Весенний вальс".
Слева - из финала. Справа - она получает свое пророчество.
Там, где Голливуд снимает фильм про военного, осмелившегося написать вальс, там Австрия снимет кино про марш тевтонского полка! Равняйсь! Смиррррна!!
Чувствуем разницу менталитетов, ага
По сюжету героиня должна попасть в Вену. У Маришки это никак не обыгрывается, взяла - и приехала, тетя ее еще давно ждала. А вооот в старом голливудском фильме эта "переправа" - совершенно изумительный сюжетный ход.
На ярмарке героиня спорит с неким селянином, и они решает разрешить спор состязанием: кто кого... перетанцует.
И начинается чардаш!
Ох. Не уверена, что смогла нарезать скрины так, чтоб хоть немножко это неистовство пляски передать...
Героиня, разумеется, выигрывает, но дотанцевавшись в прямом смысле до упаду - падает на воз сена, он вечерней лошадью отбывает в столицу, где наша барышня и обнаруживает себя поутру.
Дина Дурбин - звезда той поры, когда актер должен был уметь делать ВСЁ. Главная роль в музыкальном фильме - ОК, пой, танцуй, будь красавицей и хорошей актрисой заодно. 50-е годы уже совсем другое дело. От Роми требуется только одно: быть очаровательной. Прочее за нее сделают другие.
Но не дублеры, нет. Режиссер.
Смотрите, как филигранно Маришка решит вопрос чардаша.
По совершенно опереточному стечению обстоятельств героиня Роми попадает на бал, где знать нарядилась селянами и танцует народные танцы. Ну и у нашей барышни, ясное дело, самый аутентичный костюм.
От Роми особого мастерства танца никто не ждет, поэтому режиссер делает две вещи:
- добавляет в танец кучу комедийных моментов (сюжетных и нет, просто забавных движений)
- камера целеустремленно любит развевающиеся юбки.
О, "развевающиеся одежды в кино" - это песня. С припевом: "И тогда зрителя танец восхитит!"
Пример из совершенно другой "оперетты": "Мемуары гейши". Есть необходимость восхитить американского зрителя танцами "гейш". И есть полная невозможность восхитить его подлинными танцами гейш, которые (танцы) статичны в своем изяществе. И что делает режиссер "МУМУаров"? - праааильно, заставляет "гейш" кружиться. И с Саюри красиво слетает кимоно. И плевать, что на реальные танцы гейш это похоже примерно как страус на белку. Главное - краааасиво!
...несмотря на всю иронию, я не осуждаю. Художественный фильм - он тем и отличается от документального, что должен создавать свою реальность, а не идти на веревочке за фактографией.
Вернулись к Маришке. Восхитив нас танцем Роми - ну разве она не чудо! -
- он дает просто чардаш. Берем ансамбль, расчищаем зал, приостанавливаем сюжет... камера, мотор, начали!
На балу героиня Роми встречает комедийного персонажа. Пока просто запомните его.
Но мы наконец добрались до тёти, а тётю играет Магда Шнайдер.
Мама, милая мама...
Она играет у Маришки много - во всех фильмах, которые я смотрела. Если там играет Роми - Магда или мама, как в "Сисси", или самая близкая женщина, как в "Молодых годах королевы" и в "Марше".
(Слева - "Сисси", справа - "Молодые годы королевы")
А в "Шуберте" она мать тех трех девушек, которые в заглавии фильма.
А в самом первом фильме с Роми "Когда вновь расцветет белая сирень" - она играет опять маму Роми. Вывела дочку в люди.
Все фильмы, где Роми при маме, - великолепны. Но я позволю себе сказать, что маме нельзя было отпускать дочку на съемочную площадку одну.
Ибо без мамы огонек Роми - гаснет... Даже в ранних фильмах - уж какие хвалебные отзывы я читала о "Кристине", а вот нечего там смотреть. Приятный фильм, но никакой. Единственный фильм, где молоденькая Роми без мамы великолепна - "Девушки в униформе". Но о нем разговор настолько отдельный, что не сейчас. Совсем не сейчас.
...а потом Роми вырастет. И огоньки в ее глазах погаснут. И останется... а что, собственно, останется? Красивая женщина? Да, красивая, очень, но во Франции таких полным-полно. Зрелую Роми можно заменить любой красивой французской актрисой. И это очень грустно.
И не надо мне говорить, что, дескать, у женщин за 40 огоньки в глазах гаснут от возраста. Посмотрите на Магду! Всё на месте!
И ей даже крупный план для этого не нужен, - сияющие глаза и издалека видны! (кадр из "Дома трех девушек")
Здесь сюжет разветвляется. Линия номер раз - лирическая - про героиню и барабанщика, про записочку, отправленную в булочке императору, про бравурный марш и прочие семейные счастья. Думаю, видеоряд уже ясен. Вот разве героя посмотрите. Молодой человек, от которого требуется одно: быть милым. Ну и по сюжету - сочинить новый марш полка.
Зато вторая линия... Она типо-комедийная. Оч. смешно: аристократ принял крестьянку за знатную девушку, ошибся в ее поисках и нечаянно женился на знатной жеманнице.
Но!
Прежде всего, эта линия феерически красива. Ибо австрийская знать - это впечатляет.
Опять же о режиссерском мастерстве Маришки. Ну вот демократЦЦкий сюжет: племянница хозяйки булочной и молодой солдатик. Оч.романтишно. Она в ситце, он - в сукне. А гламур где, где гламур, я спрашиваю??? Где наряды для восторга зрительниц?!
Не-е, так не пойдет! Подать сюда красивую жизнь, бриллианты и кружева!
Просили? Пожалста, извольте
Прием, замечу, достаточно тонкий. Режиссер избегает сюжета "золушки", он ни разу не одевает Роми роскошно, и получается весьма любопытно.
Высший свет - показан. Героиня в него не входит и не войдет (ее тетя, хоть и поднялась в статусе, но осталась булочницей).
Но. Героине туда и не хочется.
И при этом высший свет не осуждается. Он красив, но параллелен.
Много ли вы знаете фильмов, где героиня встречается с миром бриллиантов и остается равнодушной к нему? Более того, зритель совершенно не замечает, что при наличии кучи знати и аж двух императоров - героиня в Золушку не превратилась и кринолин в финале не надела!
А? Знаете такие фильмы? Я вот нет...
Но есть и нечто более серьезное.
Я далеко не первый раз вижу, что комедийным персонажем делают обладателя хороших манер. Самый яркий для меня пример - "Забавная мордашка" с Одри Хепберн, где в паре эпизодов блистает женщина фантастической красоты, но еще более фантастически владеющая своим телом.
И вот ей - ЕЙ! - отведена роль глупышки-модели, проигрывающей милой искренности (и безобразному поведению) героини Одри!
Смотрим внимательно: слева она ведет себя как Она. Фантастическая грация. Справа изображает комическую дурочку.
Я хорошо помню шок, когда посмотрела фильм первый раз. Женщина не может быть так прекрасна!
Спустя несколько лет я узнала имя. Довима. Одна из великих моделей ХХ века.
Или вот к Маришке вернемся. В "Молодых годах королевы" у Виктори, еще принцессы, по расписанию - урок изящества.
И то, КАК движется ее учитель - это песня. Это танец в жизни. Скрины не передадут, но попробуем...
Вы меня спросите, почему нет красивого движения крупным планом? А потому, что его - НЕТ! Позади стульев - сколько угодно, за пучком Магды - пжалста, ибо не дай бог зритель восхитится грацией!
И что говорит Ее Высочество об этом живом чуде? С сарказмом: что чем ты неестественнее, тем больше он это естественностью назовет!
Дело в том, что искусство держать себя было одним из достоинств дворянина. Прямая спина - это по умолчанию. Изящество у дамы и штатского, сдержанное достоинство у военного. Поворот рук, посадка головы... всё это и отличало дворянина от простолюдина.
И этому же служили балы. Тот же полонез по сути - торжественная проходка, это не танец в нашем смысле, это демонстрация грации и достоинства, умения владеть своим телом.
А? Хороша? Нужна гифка для передачи всей красоты ее движений!
И вот это - недостижимо для зрителя-простолюдина. И пока режиссер еще понимает, что такое - грациозные движения в обыденной жизни, он, работая на зрителя, будет это высмеивать. Поэтому обладатель хороших манер (пока он есть в кино, в нынешнем с этим уже, гм, негусто) обречен быть или комическим персонажем (в европейском и американском синематографе), или резко отрицательным (в советском).
...а мы теперь сетуем, шта среди молодежи князь-андреев не найти...
Ладно, хватит о грустном. Поговорим еще немного о красивой жизни.
Маришка - мастер знаковой детали. Во, к примеру, с аудиенции императора выходит некто. И несколько секунд в кадре эта расшитая спина.
Больше ничего не надо! Мундиры гвардии, позолота двери, канделябр за дверью и это шитье. Образ дворца создан!
А за дверью героиню ждет Франц-Иосиф. Когда Роми увидела его первый раз, он выглядел так. Но не пройдет и года, и в "Сисси" он будет выглядеть чуть иначе
Вот как может измениться мужчина, если рядом красивая девушка!
Героиня Роми прибежала к Его Велицтву умолять... неважно, о чем именно, но решить проблему может только он один!
И вот посмотрите. Барышня в черном на фоне окна.
Во-первых, черное платье - патамушта проооооблемы держим нервы зрителя в напряжении: неужели катастрофа произойдет?!).
Во-вторых, окно сзади дает прекрасный силуэт Роми со сказочно тонкой талией. Режиссер делает роскошный комплимент фигуре актрисы, в других платьях ее талия так не была видна (а тут, кстати, тугой корсет).
И в-третьих, сделав приятное Роми, Маришка решает и свою задачу: он подчеркивает этим кадром хрупкость и беззащитность уже героини, которую может только ампиратор спасти (до невозможности похожий на что-то Дед-Морозо-образное, не?).
Вот сколько всего можно сделать полуторасекундным кадром!
Ну и финал. Прямо посреди парада героиня притаскивает ампиратору (двум императорам сразу!) своего барабанщика.
Как я и обещала, да здравствуют чувства, долой правила, хорошие манеры и здравый смысл!
Чтобы закончить на более приятной ноте, давайте я покажу общие кадры. Вроде камера смотрит на парад... а на переднем плане то в одном ракурсе, то в другом стоит роскошный красно-золотой дамский зонт. Внимание зрителя - не на него, а дальше, но краешек глаза - задерживается. Делая эпизод для зрителей мужеска полу, Маришка не забывает и о зрительницах. Одна деталь сбоку - и дамы тоже в восторге.
Выше один кадр "парада с зонтиком" уже был. А вот еще, здесь зонтик позаметнее.
Мысль напоследок.
Говоря формально, "Марш для императора" - ремейк. Но вот что важно: здесь режиссер более оригинален, более индивидуален, чем в "своем собственном" фильме о Шуберте, да и в "Молодых годах королевы" тоже.
Я хочу сказать банальность, но эту нехитрую мысль почему-то надо доказывать, доказывать и доказывать. Ну, вот еще одно доказательство... Мысль же такова: достоинства произведения никак не определяются тем, "первично" оно или "вторично". Шекспир, вон, ни одного сюжета сам не придумал, тока фанфики писал...
Я скажу больше: если автор перепевает сам себя, из этого тоже не следует низкое качество "второй производной". Снял Маришка "Молодые годы королевы", здорово получилось... захотелось еще что-то прокоролевское с Роми в главной роли. Ну, дубль два. Получилась... "Сисси". Фильм колоссального успеха.
Так вот - нет критерия "первичное=хорошее", "вторичное=слабое". Есть удачное кино, и есть так себе. А вторичность интересует тока зануд-кинологов ))
Ведь что такое и знаменитая "Сисси", в конце концов, как ни история о деревенской девушке, встретившей императора Франца-Иосифа?
Вам не кажется, что у Маришки такое уже когда-то было?
----------
автор: профессор Александра Баркова (alwdis)
Данный текст может распространяться свободно,
при условии сохранения имени автора и посвящения.
URL записиДочери моей Любушке
в день ее тринадцатилетия.
Делай только то, что любишь, - и в жизни всё получится!
в день ее тринадцатилетия.
Делай только то, что любишь, - и в жизни всё получится!
Ни-ни-ни! "Маришка" - отнюдь не имя девочки. Совсем наоборот: это, во-первых, фамилия, а во-вторых, мужчины.
Знакомьтесь: Эрнст Маришка, австрийский режиссер середины ХХ века. Оперетта (роскошная, дамы в перьях, мужчины во фраках, шик-блеск-красота), прочий театр и, к нашему счастью, - кино.
Трилогия об императрице Сисси - помните, надеюсь?
Да, именно Маришка сделал из Роми Шнайдер звезду. Вот и посмотрим - и его, и ее.
К сожалению, не так много Маришки у нас хоть как-то переведено. "Дом трех девушек" (биографический фильм о Шуберте), "Молодые годы королевы" (о Виктории - и он заслуживает отдельного поста!) и "Марш для императора". Ну и "Сисси" в трех экземплярах ("Сисси", "Сисси, молодые годы королевы", "Сисси, трудные годы королевы").
Что ж, будем наслаждаться тем, что есть.
Признаться, я хотела сделать очерк по всем фильмам. Но взявшись нарезать кадры из "Марша", я с ужасом обнаружила, что их уже за полсотни... Так что "Маршем" и ограничимся, поскольку посмотреть кино вы и без меня можете, а мне интереснее рассказать, как этот прекрасный режиссер работает.
Итак, "Марш для императора", 1955 год. Режиссер - сами-знаете-кто, в главной роли - Роми Шнайдер.
читать и смотреть дальше
Фильм начинается с пейзажа, и - под бодрую песню идет вереница крестьян. Тра-ля-ля-ля!
При таком начале вы можете быть твердо уверены, что картина будет про торжество Естественного над Социальным. Драздравствует свобода и выражение чувств! Быть собой - хорошо, быть воспитанным - плохо.
Идея, на сегодняшний день довольно сомнительная (пора бы уже и хорошим манерам поучиться), но тогда более чем востребованная.
А вот и Роми дошла до камеры. ИМХО, то, что она красива (Дисней называл ее "самой красивой девочкой в мире") - это мелочи жизни. Она - очаровательный бесёнок. И это сочетание прелести и озорных глаз делает молодую Роми просто сказкой.
По сюжету, пришли селянки на ярмарку и вытянула девушка пророчество, что ждет ее любовь и щщщастье в Вене, а поможет ей в том лично государь-ампиратор.
Стоп. Про сюжет. А сюжет-то старенький... И кое-кому хорошо знакомый.
Прошу любить и жаловать: звезда кинематографа более раннего времени, Дина Дурбин. И фильм "Весенний вальс".
Слева - из финала. Справа - она получает свое пророчество.
Там, где Голливуд снимает фильм про военного, осмелившегося написать вальс, там Австрия снимет кино про марш тевтонского полка! Равняйсь! Смиррррна!!
Чувствуем разницу менталитетов, ага
По сюжету героиня должна попасть в Вену. У Маришки это никак не обыгрывается, взяла - и приехала, тетя ее еще давно ждала. А вооот в старом голливудском фильме эта "переправа" - совершенно изумительный сюжетный ход.
На ярмарке героиня спорит с неким селянином, и они решает разрешить спор состязанием: кто кого... перетанцует.
И начинается чардаш!
Ох. Не уверена, что смогла нарезать скрины так, чтоб хоть немножко это неистовство пляски передать...
Героиня, разумеется, выигрывает, но дотанцевавшись в прямом смысле до упаду - падает на воз сена, он вечерней лошадью отбывает в столицу, где наша барышня и обнаруживает себя поутру.
Дина Дурбин - звезда той поры, когда актер должен был уметь делать ВСЁ. Главная роль в музыкальном фильме - ОК, пой, танцуй, будь красавицей и хорошей актрисой заодно. 50-е годы уже совсем другое дело. От Роми требуется только одно: быть очаровательной. Прочее за нее сделают другие.
Но не дублеры, нет. Режиссер.
Смотрите, как филигранно Маришка решит вопрос чардаша.
По совершенно опереточному стечению обстоятельств героиня Роми попадает на бал, где знать нарядилась селянами и танцует народные танцы. Ну и у нашей барышни, ясное дело, самый аутентичный костюм.
От Роми особого мастерства танца никто не ждет, поэтому режиссер делает две вещи:
- добавляет в танец кучу комедийных моментов (сюжетных и нет, просто забавных движений)
- камера целеустремленно любит развевающиеся юбки.
О, "развевающиеся одежды в кино" - это песня. С припевом: "И тогда зрителя танец восхитит!"
Пример из совершенно другой "оперетты": "Мемуары гейши". Есть необходимость восхитить американского зрителя танцами "гейш". И есть полная невозможность восхитить его подлинными танцами гейш, которые (танцы) статичны в своем изяществе. И что делает режиссер "МУМУаров"? - праааильно, заставляет "гейш" кружиться. И с Саюри красиво слетает кимоно. И плевать, что на реальные танцы гейш это похоже примерно как страус на белку. Главное - краааасиво!
...несмотря на всю иронию, я не осуждаю. Художественный фильм - он тем и отличается от документального, что должен создавать свою реальность, а не идти на веревочке за фактографией.
Вернулись к Маришке. Восхитив нас танцем Роми - ну разве она не чудо! -
- он дает просто чардаш. Берем ансамбль, расчищаем зал, приостанавливаем сюжет... камера, мотор, начали!
На балу героиня Роми встречает комедийного персонажа. Пока просто запомните его.
Но мы наконец добрались до тёти, а тётю играет Магда Шнайдер.
Мама, милая мама...
Она играет у Маришки много - во всех фильмах, которые я смотрела. Если там играет Роми - Магда или мама, как в "Сисси", или самая близкая женщина, как в "Молодых годах королевы" и в "Марше".
(Слева - "Сисси", справа - "Молодые годы королевы")
А в "Шуберте" она мать тех трех девушек, которые в заглавии фильма.
А в самом первом фильме с Роми "Когда вновь расцветет белая сирень" - она играет опять маму Роми. Вывела дочку в люди.
Все фильмы, где Роми при маме, - великолепны. Но я позволю себе сказать, что маме нельзя было отпускать дочку на съемочную площадку одну.
Ибо без мамы огонек Роми - гаснет... Даже в ранних фильмах - уж какие хвалебные отзывы я читала о "Кристине", а вот нечего там смотреть. Приятный фильм, но никакой. Единственный фильм, где молоденькая Роми без мамы великолепна - "Девушки в униформе". Но о нем разговор настолько отдельный, что не сейчас. Совсем не сейчас.
...а потом Роми вырастет. И огоньки в ее глазах погаснут. И останется... а что, собственно, останется? Красивая женщина? Да, красивая, очень, но во Франции таких полным-полно. Зрелую Роми можно заменить любой красивой французской актрисой. И это очень грустно.
И не надо мне говорить, что, дескать, у женщин за 40 огоньки в глазах гаснут от возраста. Посмотрите на Магду! Всё на месте!
И ей даже крупный план для этого не нужен, - сияющие глаза и издалека видны! (кадр из "Дома трех девушек")
Здесь сюжет разветвляется. Линия номер раз - лирическая - про героиню и барабанщика, про записочку, отправленную в булочке императору, про бравурный марш и прочие семейные счастья. Думаю, видеоряд уже ясен. Вот разве героя посмотрите. Молодой человек, от которого требуется одно: быть милым. Ну и по сюжету - сочинить новый марш полка.
Зато вторая линия... Она типо-комедийная. Оч. смешно: аристократ принял крестьянку за знатную девушку, ошибся в ее поисках и нечаянно женился на знатной жеманнице.
Но!
Прежде всего, эта линия феерически красива. Ибо австрийская знать - это впечатляет.
Опять же о режиссерском мастерстве Маришки. Ну вот демократЦЦкий сюжет: племянница хозяйки булочной и молодой солдатик. Оч.романтишно. Она в ситце, он - в сукне. А гламур где, где гламур, я спрашиваю??? Где наряды для восторга зрительниц?!
Не-е, так не пойдет! Подать сюда красивую жизнь, бриллианты и кружева!
Просили? Пожалста, извольте
Прием, замечу, достаточно тонкий. Режиссер избегает сюжета "золушки", он ни разу не одевает Роми роскошно, и получается весьма любопытно.
Высший свет - показан. Героиня в него не входит и не войдет (ее тетя, хоть и поднялась в статусе, но осталась булочницей).
Но. Героине туда и не хочется.
И при этом высший свет не осуждается. Он красив, но параллелен.
Много ли вы знаете фильмов, где героиня встречается с миром бриллиантов и остается равнодушной к нему? Более того, зритель совершенно не замечает, что при наличии кучи знати и аж двух императоров - героиня в Золушку не превратилась и кринолин в финале не надела!
А? Знаете такие фильмы? Я вот нет...
Но есть и нечто более серьезное.
Я далеко не первый раз вижу, что комедийным персонажем делают обладателя хороших манер. Самый яркий для меня пример - "Забавная мордашка" с Одри Хепберн, где в паре эпизодов блистает женщина фантастической красоты, но еще более фантастически владеющая своим телом.
И вот ей - ЕЙ! - отведена роль глупышки-модели, проигрывающей милой искренности (и безобразному поведению) героини Одри!
Смотрим внимательно: слева она ведет себя как Она. Фантастическая грация. Справа изображает комическую дурочку.
Я хорошо помню шок, когда посмотрела фильм первый раз. Женщина не может быть так прекрасна!
Спустя несколько лет я узнала имя. Довима. Одна из великих моделей ХХ века.
Или вот к Маришке вернемся. В "Молодых годах королевы" у Виктори, еще принцессы, по расписанию - урок изящества.
И то, КАК движется ее учитель - это песня. Это танец в жизни. Скрины не передадут, но попробуем...
Вы меня спросите, почему нет красивого движения крупным планом? А потому, что его - НЕТ! Позади стульев - сколько угодно, за пучком Магды - пжалста, ибо не дай бог зритель восхитится грацией!
И что говорит Ее Высочество об этом живом чуде? С сарказмом: что чем ты неестественнее, тем больше он это естественностью назовет!
Дело в том, что искусство держать себя было одним из достоинств дворянина. Прямая спина - это по умолчанию. Изящество у дамы и штатского, сдержанное достоинство у военного. Поворот рук, посадка головы... всё это и отличало дворянина от простолюдина.
И этому же служили балы. Тот же полонез по сути - торжественная проходка, это не танец в нашем смысле, это демонстрация грации и достоинства, умения владеть своим телом.
А? Хороша? Нужна гифка для передачи всей красоты ее движений!
И вот это - недостижимо для зрителя-простолюдина. И пока режиссер еще понимает, что такое - грациозные движения в обыденной жизни, он, работая на зрителя, будет это высмеивать. Поэтому обладатель хороших манер (пока он есть в кино, в нынешнем с этим уже, гм, негусто) обречен быть или комическим персонажем (в европейском и американском синематографе), или резко отрицательным (в советском).
...а мы теперь сетуем, шта среди молодежи князь-андреев не найти...
Ладно, хватит о грустном. Поговорим еще немного о красивой жизни.
Маришка - мастер знаковой детали. Во, к примеру, с аудиенции императора выходит некто. И несколько секунд в кадре эта расшитая спина.
Больше ничего не надо! Мундиры гвардии, позолота двери, канделябр за дверью и это шитье. Образ дворца создан!
А за дверью героиню ждет Франц-Иосиф. Когда Роми увидела его первый раз, он выглядел так. Но не пройдет и года, и в "Сисси" он будет выглядеть чуть иначе
Вот как может измениться мужчина, если рядом красивая девушка!
Героиня Роми прибежала к Его Велицтву умолять... неважно, о чем именно, но решить проблему может только он один!
И вот посмотрите. Барышня в черном на фоне окна.
Во-первых, черное платье - патамушта проооооблемы держим нервы зрителя в напряжении: неужели катастрофа произойдет?!).
Во-вторых, окно сзади дает прекрасный силуэт Роми со сказочно тонкой талией. Режиссер делает роскошный комплимент фигуре актрисы, в других платьях ее талия так не была видна (а тут, кстати, тугой корсет).
И в-третьих, сделав приятное Роми, Маришка решает и свою задачу: он подчеркивает этим кадром хрупкость и беззащитность уже героини, которую может только ампиратор спасти (до невозможности похожий на что-то Дед-Морозо-образное, не?).
Вот сколько всего можно сделать полуторасекундным кадром!
Ну и финал. Прямо посреди парада героиня притаскивает ампиратору (двум императорам сразу!) своего барабанщика.
Как я и обещала, да здравствуют чувства, долой правила, хорошие манеры и здравый смысл!
Чтобы закончить на более приятной ноте, давайте я покажу общие кадры. Вроде камера смотрит на парад... а на переднем плане то в одном ракурсе, то в другом стоит роскошный красно-золотой дамский зонт. Внимание зрителя - не на него, а дальше, но краешек глаза - задерживается. Делая эпизод для зрителей мужеска полу, Маришка не забывает и о зрительницах. Одна деталь сбоку - и дамы тоже в восторге.
Выше один кадр "парада с зонтиком" уже был. А вот еще, здесь зонтик позаметнее.
Мысль напоследок.
Говоря формально, "Марш для императора" - ремейк. Но вот что важно: здесь режиссер более оригинален, более индивидуален, чем в "своем собственном" фильме о Шуберте, да и в "Молодых годах королевы" тоже.
Я хочу сказать банальность, но эту нехитрую мысль почему-то надо доказывать, доказывать и доказывать. Ну, вот еще одно доказательство... Мысль же такова: достоинства произведения никак не определяются тем, "первично" оно или "вторично". Шекспир, вон, ни одного сюжета сам не придумал, тока фанфики писал...
Я скажу больше: если автор перепевает сам себя, из этого тоже не следует низкое качество "второй производной". Снял Маришка "Молодые годы королевы", здорово получилось... захотелось еще что-то прокоролевское с Роми в главной роли. Ну, дубль два. Получилась... "Сисси". Фильм колоссального успеха.
Так вот - нет критерия "первичное=хорошее", "вторичное=слабое". Есть удачное кино, и есть так себе. А вторичность интересует тока зануд-кинологов ))
Ведь что такое и знаменитая "Сисси", в конце концов, как ни история о деревенской девушке, встретившей императора Франца-Иосифа?
Вам не кажется, что у Маришки такое уже когда-то было?
----------
автор: профессор Александра Баркова (alwdis)
Данный текст может распространяться свободно,
при условии сохранения имени автора и посвящения.