Книга показалась длинной как сама Чусовая, впечатления (ед.число) нет, есть совокупность впечатлений. Итак, приступим:
Первая и вторая части – «путешествие» вдоль Чусовой от истока до устья, с описанием скал вдоль реки (бойцов), поселений, бывших поселений и т.п. Продиралась через них как через мертвый лес. Помилуйте! Зачем так подробно?! Мне не интересно в таких подробностях читать об извивах, луках, впадающих речках, камнях. Даже если они очень красивые. Тем более – если они красивые. Когда идешь-плывешь вдоль реки одна красота сменяется другой постепенно, есть время, чтобы оценить, прочувствовать. В книге – нет. В итоге всё слилось в один неясный ком. Мне проще было открыть картинки в интернете и посмотреть как выглядят эти самые бойцы и прочее. В общем, лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. Имеющиеся в книге карты мне не помогали, впрочем как и гугл-карты, я в них постоянно терялась. Единственное, что мне помогло продраться сквозь эти две главы – это топонимы, рассуждения авторах об их происхождении. Из запомнившегося: образ девки-Азовки и разбойные мужики и девки-бабы, заманивающие сплавщиков танцами, а потом грабящие их. В остальном было «в одно ухо влетело, в другое вылетело». В общем эти части – очень подробный путеводитель. Непонятно только на кого он рассчитан, если туризм на Чусовой не развит, да и часть данных уже устарела.
Части третья и четвертая – я прям оторвалась. История вогулов, коми, пермский звериный стиль, пермские же боги, становление Строгановых на Чусовой. Это мои части. Родные, прекрасные, интересные. Это не глубокий экскурс в историю, нет-нет: все довольно поверхностно, но для того, чтобы «схватить» информацию, заинтересоваться, полезть глубже – достаточно. Здесь и о мифических существах, которые стали прототипами сказов Бажова, и о татаро-монголах, и о жестоких схватках, и о покорении Сибири Ермаком. Мне было очень интересно. Вот на этих главах я основательно зарылась в те самые гугл-карты и наконец посмотрела где и как течет Чусовая, какая у нее протяженность. Мне стала интересна и книга, и река.
Части пятая и шестая. Про горные заводы и железные караваны соответственно. Тоже история, но теперь уже история промышленности и сплава. Интересно, но не так как две предыдущие главы. Достаточно подробно рассказано о том, как строились плотины, как был устроен завод, как вообще функционировала вся эта огромная сеть добычи полезных ископаемых и связанного с нею производства. Местами просто жутко – это в первую очередь касается труда крепостных, позже – рабочих (углежоги поразили меня в самое сердце). Местами – удивительно.
Последняя глава о не столь давнем прошлом Чусовой и ее настоящем. Советское прошлое печально, местами – катастрофично: вырубка лесов, как следствие нарушение эко-баланса. Современность уныла, но в принципе не так безнадежна: экономический кризис позволил природе затянуть хотя бы часть ран, туризм худо-бедно есть, а значит есть приток хоть небольших, но денег (это на момент написания книги). Если спросить у гугла сегодня, что он знает про туризм на Чусовой – выдаст довольно много ссылок на разные организации, организовывающие сплавы. Так что, возможно, все не так уж плохо у реки и в ее бассейне.

Возвращаясь к книге: язык довольно сухой, но иногда автор идет в отрыв, возвышая стиль до патетического. В описании Чусовой от истока до устья (на мой взгляд) излишне многоречив. В остальном – для обзора достаточно подробно и интересно. Что интересно: топонимы и их происхождение; «вогульские демоны»; открытие, что гору Медной хозяйки срыли (печальное открытие!); сам факт того, что вот есть еще и такое красивые места (или уместнее – красивый участок течения реки?) как Чусовая «в камнях»; Строгановы и Демидовы (вот прямо очень!) – и о происхождении, и о «титулах», и о складывающихся семейных ценностях и традициях, в том числе и по управлению владениями; о том, кто и как открыл в бассейне Чусовой алмазы, что такое астроблемы и почему владельцы земли скрывали месторождения золота; работа на заводе и жизнь рабочих.
Историю я помню плохо, а местами вообще не помню. Так что для меня были откровением торговые связи древних коми: с булагарми еще ладно, а вот с персами и арабами!
Каждый раз как открытие (и спасибо книге за то, что я это опять встретила и опять «открыла) разница в восприятии: то, что для нас красиво, то, что для туристов «легкий сплав», или наоборот – интересная борьба со стихией, для людей, работающих на этой земле, зависящих от этой реки, ее капризного норова и охраняющих ее бойцов было жизнью, суровой, трудной: «скалы-то для них были не чудом природы, как для нас, а злыми, смертельными врагами».
Множество изученных автором источников (хотя в некоторых местах не оставляет смутное подозрение, что конкретный, довольно большой кусок составлен на основе какого-то одного труда). Уместное цитирование. Причем старинные поэтические тексты очень удачно разбавляют суховатый авторский стиль.
В общем, книга для меня оказалась четко поделенной на три части: ужасная, очень интересная, умеренно интересная. Полезное в ней почерпнуть, полагаю, может каждый, чем заинтересоваться – тоже. Вот только читай я Иванова сама по себе, то примерно треть книги с чистым сердцем пропустила бы и считала, что ничего не потеряла.

Ах, да! Какой же месседж несет Чусовая? О связи поколений? Необходимости беречь природу-мать-нашу? Быть рачительным хозяином и (или) культурным (читай: местность незагаживающим, на скалах не рисующим) туристом? О том, что для каждого, кто ее увидит Чусовая будет чем-то своим? О многоликости нашей необъятной? Странно было бы формулировать один из вариантов или даже говорить о том, что все перечисленное и еще что-то упущенное есть послание реки. Так что, уважаемые, решайте сами, кто (что) о чем (и о ком) сообщает.

P.S. а еще я дважды умудрилась названия Большой Тырым и Усть-Тырым прочитать как Большой Тыгыдым и Усть-Тыгыдым и только на втором «тыгыдыме» задумалась, что что-то тут не так!..