Вот не отказалась бы так путешествовать. Жаль, что в наших широтах климат не способствует круглогодичной возможности использования домика на колесах.
Путешествия в жилом прицепе - караванеТак получилось, что мы с мужем большую часть года (с апреля по октябрь-ноябрь) живём в жилом прицепе. Их ещё называют на американский манер трейлерами или на европейский – караванами.
Караван зацепляется за фаркоп машины и значительно увеличивает расход топлива. Вместе с расходом топлива караван значительно уменьшает расходы на гостиницы и рестораны - до нуля, если вам угодно.
Предыстория о том, как мы дошли до жизни такой.Как мы дошли до жизни такой? Так вышло, что на тот момент, когда мы ещё не были женаты, а просто довольно спонтанно решили съехаться, я жила в Нидерландах, в маленьком городе Лейдене, где исследовала вирусы растений в научном центре. Лейден – удивительный город, он разделён на две части железнодорожными путями и по одну сторону у него находятся разнообразные современные исследовательские центры, а по другую сторону – старый город, очень маленький и уютный, с каналами, в которых отражаются пряничные домики. В какой-то момент руководство города решило ничего не менять, вообще не сносить старые здания и не расширять Лейден – рядом и так есть огромный город Гаага, в десяти минутах на электричке, поэтому в основном, те, кто работает в Лейдене, живут в Гааге.
Я умудрилась снять комнату в классическом голландском домике сразу за крепостной стеной. Жила я с несколькими девушками, которые работали в том же городе, и платила безбожные 400 евро за эту комнату в 20 квадратных метров. Когда приехал Алексей, мой будущий муж, хозяин дома не разрешил нам жить в этой комнате вдвоём, несмотря на то, что мы предлагали платить за неё больше.
До окончания моего контракта с исследовательским центром оставалось три с небольшим месяца. Мы стали просматривать объявления – что же можно снять на три с небольшим месяца? Цены на однокомнатные квартирки-студии начинались от 600-700 евро в месяц, да ещё они требовали залог в размере платы за два месяца и кровавые клятвы в том, что мы непременно проживём в этом месте целый год.
Тут мы одновременно осознали, что ещё полгода назад купили караван. На самом деле, мы и познакомились-то из-за того, что Лёха хотел купить в Нидерландах караван, а я, будучи подругой его подруги, помогала ему в этом по доброте душевной.
Решение было очевидно. Эти три месяца мы просто проживём в караване!
Это не было героическим испытанием и проверкой молодой семьи на прочность - совсем наоборот. Мы жили в кемпинге, расположенном в местном природном парке с коврами из цветущей черемши, утятками и глупыми белыми гусями, и каждое утро нас будило пение птиц и запах молодых листьев из окна. До работы я добиралась на велосипеде, как и раньше – и ехать приходилось всего на километр больше.
Когда закончился контракт, мы поняли, что нам определённо понравился такой образ жизни и мы хотим привнести его в нашу жизнь в как можно большем объёме. Я хотела бы поделиться с вами рассказом о таком, необычном пока в России, виде путешествий. Все фотографии сделал мой муж, профессиональный фотограф Алексей Штеммер (
http://alexstemmer.com), и поэтому вы можете посмотреть на реальные фотографии дома на колёсах, в котором живут люди, а не на глянцевые промо-картинки, снятые для рекламы.

Караван прекрасный, под звёздным небом Нормандии
Караван классический, на зелёной лужайкеИтак, вот так выглядит наш караван. Длина этого счастья - 6 метров. Ширина - немного больше, чем ширина машины. Не особенно впечатляет и заставляет крутиться в голове слова типа “лишения”, “испытания” и “аскетизм”?
Но посмотрим-ка, что внутри!Но посмотрим-ка, что внутри!
Внутреннее “убранство” каравана можно условно разделить на три части - гостиная, кухня и спальня.
На фото вы видите спальню и кухню - спальня стыдливо отгораживается от всего остального беленькими занавесочками. Там у нас двуспальная кровать, а над ней - ещё одна полка, на которую можно бы было положить ребёнка, если бы он у нас был. Но для нас на данный момент барахло важнее, чем дети, поэтому ребёнка у нас нет, зато есть одежда, которая и живёт на верхней полке внутри красивого кожаного чемодана. Этот чемодан мы купили на барахолке за 2 евро, серьёзно.
Карта Европы закрывает ещё одну сумку с одеждой, не такую красивую, как чемодан, но вы же и не думали, что мы можем упихнуть всю свою одежду в один маленький чемоданчик?
Теперь кухня. Тут у нас кастрюля, которая стоит на обожемой, газовой плите. Газ в неё поступает из баллона, который расположен в багажнике каравана - это небольшой отсек впереди, вне жилой зоны. Там же у нас обитает всякая ядовитая бытовая химия, инструменты и прочие вещи, которые не предназначались для мира живых.
От газа также питается маленькая печка, которой можно обогревать своё жильё в особенно холодные и неприветливые ночи. (:
Прямо под плитой - холодильник. Этот работает от электричества - про электричество чуть позже расскажу подробнее.
Также наверху - в достатке разнообразных шкафчиков, куда можно ставить посуду, специи и прочее.
Не так уж и плохо, да?
С другой стороны у нас диваны, до боли напоминающие диваны у многих из вас на кухнях. Они огибают обеденный стол и под ними есть грузовые отсеки, в которые можно спрятать хоть слона, хоть пять килограммов манки. Собственно, примерно это там у нас и хранится.
Караван открывает перед путешественниками массу возможностей для готовки. Выбрав себе подходящего, умеющего готовить спутника, можно пожрать, как в ресторане, но за цену продуктов из Ашана, представляете?

В караване можно даже устроить бар из 90х "Отчаяние", с концертами бардов и розовыми лампами
Кстати, о бокалах и посуде. Посуда у нас из высококачественного пластика, который называется меламин, а бокалы для пива и вина - обыкновенные, хрустальные и стеклянные. Мы перевозим их, сложив в коробки из Икеи и обернув пупырчатой плёнкой.
Теперь поговорим о некоторых бытовых вещах, например - о туалете.
Он тоже есть. На фотографии с кухней и спальней он - слева, но закрыт дверцей, а специально его фотографировать никто не додумался. Туда можно ходить по-маленькому. По-большому, наверное, тоже можно, но мы боимся - лучше под кустик, по старинке. Это биотуалет с задвижкой - всё падает в герметично закрывающийся контейнер и заливается специальной химией.
От внимательного и практичного читателя не ускользнула также проблема душа. Душ в караване организовать можно, но возникает вопрос подачи воды, поэтому он пока не организован. По-моему, душ - это прекрасный повод поговорить о том, что существует караван с кемпингом и караван без кемпинга.
Кемпинг предлагает нам все блага цивилизации - неограниченный доступ к душам, питьевой воде, интернету и электричеству, но при этом стоит денег. Деньги эти сравнительно небольшие, от 10 до 20 евро, зависит от страны. В Испании, до которой мы до сих пор так и не доехали, есть мистические, окутанные вожделением и тайной, кемпинги по 5 евро за ночь, но это непроверенная лично нами информация.
В Нидерландах - само собой, дороже, дешевле 17 евро не удавалось найти. Во Франции - дешевле, довольно легко можно найти кемпинг за 10-13 евро.
Сколько стоит в Германии - не знаем, так как пользовались там исключительно вторым видом путешествий, без кемпинга.

В Германии можно, например, вот так
Без кемпинга всё тоже не так драматично. Электричество мы получаем от аккумулятора машины, используя конвертер - этого недостаточно для того, чтобы работал холодильник, но достаточно для того, чтобы горели лампочки и можно было подзарядить компьютеры и телефоны.
Воды мало - её мы храним в канистрах и пополняем по мере доступности. Поэтому я изобрела эпический способ мытья посуды с минимальным количеством воды, о котором я не готова рассказывать в здравом уме.
Почистить зубы и умыть лицо тоже можно, но как же с необходимостью помыться? Подобную услугу вовсю предлагают стоянки для яхт в порту (если вы едете по берегу моря) или большие автозаправки. Так что тут тоже проблем никаких - точнее, они есть, но легко решаются за пару евро. Иногда случается так, что ни того, ни другого в округе нет - и тогда появляются легендарные истории вроде той, в которой я, стуча зубами от холода, мою голову при полной луне в самой романтической из рек Франции - прекрасной Луаре.

Не Луара, но Атлантический океан
Может быть, кого-то заинтересовал вопрос цены. Конечно, новые караваны стоят дорого - 15-20 тысяч евро. Но кто из нас, в Восточной Европе или России, ездит на новых машинах? ^_^
Наш караван был выпущен в 1994 году и мы купили его в отличном состоянии у милой голландской семьи за 2700 евро. Можно было найти ещё дешевле, конечно (за 2000, например), но этот нам понравился особенно сильно.
Вот, наверное, и всё. Если вдруг вам интересно что-то ещё, то спрашивайте - я постараюсь ответить. (:
А потом прицепить к машине и переехать в другое красивое место...))