Я девушка здравомыслящая. Немножко психованная, но здравомыслящая.
27.04.2010 в 11:00
Пишет Diary best:Пишет MirrinMinttu:
(свое)
URL записиСофонисба Агиссола
В качестве иллюстрации того, как веками замалчивались заслуги женщин-художников, я хочу рассказать о художнице с серьезным именем Софонисба Агиссола (1532 – 1625). В ее реальности, к счастью, никто сомнений не высказывает, но... С легкого пера того же Вазари те специалисты по живописи, которые о ней упоминают вообще, повторяют, все больше, истории об ее личной жизни, об ее благородном происхождении, об ее именитых покровителях, об ее блестящем образовании – но не об ее картинах. А ведь эта дама стала первой женщиной-художником международного класса, и отнюдь не за красивые глаза, потому что внешность ее была самой обыкновенной.
Автопортрет
читать дальшеПроисхождение Софонисбы и впрямь было благороднее некуда – аристократы из Генуи. Для ее отца Амилькара брак с матерью Софонисбы был вторым: его первая жена была бесплодна, а ему хотелось иметь большую семью. Вот и стал он отцом семерых детей, шестерых девочек и одного мальчика. Если имя Софонисба звучит для нас странно, то вот как звали остальных дочерей: Елена, Лючия, Минерва, Европа, Анна-Мария. А сына звали Астрабаль!
Знаменитая "Игра в шахматы"
О том, что аристократ Амилькар Ангиссола дал своим дочкам блестящее классическое образование, упоминается в статья-клонах, как о каком-то из ряда вон выдающемся чуде, хотя чего же в этом чудесного? Это было нормой. Очевидно, авторы статей (вернее, какой-то первоначальной статьи, потому что остальные просто клонированы с нее, на разных языках) имели туманное представление о том, из чего состояла жизнь аристократки в 1500-х годах.
Отец, Амилькар
А вот то, что Амилькар не оставил явные художественные таланты Елены и Софонисбы просто для домашнего пользования – вот это действительно его заслуга, и большая. Он устроил девушек обучаться искусству к лучшему профессионалу, Бернадино Кампи, у которого они были в обучении с 1546 до 1549 года, пока он не уехал в Рим. Поскольку Софонисба выразила желание стать профессиональным художником, отец устроил ее, после отъезда Кампи, к другому знаменитому художнику Кремоны – к Гатти. В 1554 году ее работы уже были представлены в Риме, и художник Франческо Сальвиати с восторгом писал Кампи о «его творении», восхваляя талант художника и его учительские способности. О самой художнице он написал так: «хорошенькая кремонка, Ваше творение».
Мать, Бьянка
Творение или нет, но Софонисба написала очень интересный портрет своего учителя, рисующего ее, причем лет через 10 после того, как он перестал быть ее учителем. Некоторые заметки о ее творчестве склонны придавать этому портрету значение большее, чем просто необычная композация. Рука Кампи на сердце портрета его ученицы... Неизвестно, была ли их привязанность действительно чем-то большим, чем отношения ученицы и учителя, но если и так, социально они были так далеко друг от друга, что совместного будущего быть у них не могло.
Кампи рисует Софонисбу
Отец Софонисбы, кстати, не бездействовал: талант талантом, успех успехом, но без пиара о карьере мечтать бессмысленно. И он деятельно рассылает портреты дочери: и в Рим, папе Юлиусу III, и ко двору Феррары, и архидьякону собора Пьяченца. Он списывается с Микеланджело, и просит у того наброски, чтобы Софонисба могла тренироваться, копируя их, и не забывает потом поблагодарить за помощь и поддержку.
И вот, в 1559 Софонисбу пригласили в Испанию, в качестве придворной дамы и придворного художника ко двору жены Филиппа II Испанского, Изабеллы Валуа Брюссельской. Очевидно, там она жила на полном пансионе, или ей что-то платили отдельно, потому что известно, что за услуги Софонисбы 800 лир в год получал ее отец.
Изабелла Валуа
Из Мадрида Софонисба писала своему бывшему учителю, Кампи, что она работает над портретами Королевы и дона Карлоса, а также обучает живописи королевских детей. Испанские ресурсы подтверждают, что эти портреты были написаны, но судьбу их проследить не удалось. В 1568 Королева умерла, оставив Софонисбе по завещанию приличную сумму денег. А король Филипп изъявил готовность выступить сватом для молодой женщины. Софонисба попросила, чтобы мужа ей подыскали из итальянцев, и в 1580 году вышла замуж за дона Фабрицио ди Монкада из Палермо. Король дал лично за ней приданое в 12 000 дукатов.
Филипп II
Через 4 года муж умер, и король хотел бы, чтобы Софонисба вернулась ко двору, но она решила вернуться домой, в Геную.
портрет инфанты
Мария Австрийская
И так случилось, что капитан корабля, на котором она возвращалась, влюбился в нее насмерть, хотя и был «значительно моложе», как повсюду пишут. Причем, он вовсе не был искателем приключений, а наследником аристократической генуэзской семьи. Звали его Орацио Ламеллини. И знаете, они жили долго и счастливо. Умерла Софонисба в возрасте 93 лет, в здравом уме и твердой памяти, как говорится. А ко дню ее столетия ее Орацио сделал такую мемориальную доску: To Sofonisba, my wife ... who is recorded among the illustrious women of the world, outstanding in portraying the images of man ... Orazio Lomellino, in sorrow for the loss of his great love, in 1632, dedicated this little tribute to such a great woman.
В 1624 году ее приезжал рисовать Ван Дейк, так что можно точно знать, как она выглядела в свои последние дни. Из заметок Ван Дейка можно узнать, что он получил от Софонисбы довольно ценные профессиональные советы.
Автопортрет 1610 г.
Вазари не написал биографию Софонисбы. Он только упомянул о ней и ее сестрах, Лючие и Анне-Марие, которые тоже «имели художественные способности». Первую биографию Агиссолы написал Раффаэле Сопрани, генуэзский историк. В 1688 году о ней написал Фелипе Бальдинуччи, утверждая, что она вполне равна Тициану. А потом о ней просто забыли. В 1971 году появилась статья, где Сидни Фридберг описывает ее работы, как «примитивные» и «написанные тяжелой рукой», хотя и не лишенные «случайного обаяния».
Ван Дейк, Софонисба Агиссола, 1623 г
Огромную работу по возвращению признания женщинам в искусстве начали только в 1970-х историки искусства, феминистки Гермиона Грир, Анне Сазерленд Харрис, Линда Ноклин и Элеонор Тафтс. Выяснилось, что многие работы Софонисбы погибли по время пожара во дворце, а многие (например, портрет Филиппа II) просто приписывались другим художникам. Они стали искать, и выяснилось, что кое-какие документы об испанском периоде жизни Агиссолы есть. Например, ее письмо папе Пию IV:
”Holy Father, I have learned from your Nuncio that you desired a portrait of my royal mistress by my hand. I considered it a singular favor to be allowed to serve your Holiness, and I asked Her Majesty's permission, which was readily granted, seeing the paternal affection which your Holiness displays to her. I have taken the opportunity of sending it by this knight. It will be a great pleasure to me if I have gratified your Holiness's wish, but I must add that, if the brush could represent the beauties of the queen's soul to your eyes, they would be marvelous. However, I have used the utmost diligence to present what art can show, to tell your Holiness the truth. And so I humbly kiss your most holy feet. Madrid, September 16, 1561. Your Holiness's most humble servant. Sofonisba Anguisciola”
Папа портрет (ныне где-то затерявшийся) получил, и художнице ответил:
"Pius Papa IV. Dilecta in Christa filia. We have received the portrait of our dear daughter the Queen of Spain, which you have sent. It has given us the utmost satisfaction both for the person represented, whom we love like a father for the piety and good qualities of her mind, and because it is well and diligently executed by your hand. We thank you and assure you that we shall treasure it among our choicest possessions, and commend your marvelous talent which is the least among your numerous qualities. And so we send you our benediction. May God save you. Dat. Rome die 15 Octobris 1561."
Кстати, именно Гермиона Грир первая написала критическую статью о двойном стандарте в записках Вазари: о мужчинах он писал серьезно, основательно, и профессионально, но женщин искуства рассматривал, как сестер Агиссола, неким вывихом природы, и явно упоминал их только из джентельменской вежливости. Грир также напоминает, что отец Софонисбы получал вполне ощутимую денежную отдачу от успехов дочерей, да и маэстро Кампи учил их не бесплатно, а за полную ученическую оплату. Выражает Грир сомнения и в том, что история второго замужества Софонисбы была такой уж сказочной. По ее мнению, брак был, мягко говоря, неравный для такой леди, какой была Агиссола, и что она решилась на замужество с молодым моряком только потому, что желала сохранить независимость, и не возвращаться в Испанию, где атмосфера при дворе была довольно тяжелой.
Харрис и Ноклин добавляют свой вклад в критику Вазари, находя в его подборке слов для описания работ мужчин и женщин подсознательную предвзятость. У мужчин стиль Вазари описывает, как мощный, легкий, летящий, а о женщинах, что их работы – результат тяжелого труда. Читай: ремесленники, но не виртуозы.
Самая полная история Софонисбы Агиссолы написана Сандрой Перлингьери, которая потратила 16 лет на поиск и изучение документов о семье и о самой художнице.
Ван Дейк, Софонисба Агиссола, 1624 г.
URL записиВ качестве иллюстрации того, как веками замалчивались заслуги женщин-художников, я хочу рассказать о художнице с серьезным именем Софонисба Агиссола (1532 – 1625). В ее реальности, к счастью, никто сомнений не высказывает, но... С легкого пера того же Вазари те специалисты по живописи, которые о ней упоминают вообще, повторяют, все больше, истории об ее личной жизни, об ее благородном происхождении, об ее именитых покровителях, об ее блестящем образовании – но не об ее картинах. А ведь эта дама стала первой женщиной-художником международного класса, и отнюдь не за красивые глаза, потому что внешность ее была самой обыкновенной.

читать дальшеПроисхождение Софонисбы и впрямь было благороднее некуда – аристократы из Генуи. Для ее отца Амилькара брак с матерью Софонисбы был вторым: его первая жена была бесплодна, а ему хотелось иметь большую семью. Вот и стал он отцом семерых детей, шестерых девочек и одного мальчика. Если имя Софонисба звучит для нас странно, то вот как звали остальных дочерей: Елена, Лючия, Минерва, Европа, Анна-Мария. А сына звали Астрабаль!

О том, что аристократ Амилькар Ангиссола дал своим дочкам блестящее классическое образование, упоминается в статья-клонах, как о каком-то из ряда вон выдающемся чуде, хотя чего же в этом чудесного? Это было нормой. Очевидно, авторы статей (вернее, какой-то первоначальной статьи, потому что остальные просто клонированы с нее, на разных языках) имели туманное представление о том, из чего состояла жизнь аристократки в 1500-х годах.

А вот то, что Амилькар не оставил явные художественные таланты Елены и Софонисбы просто для домашнего пользования – вот это действительно его заслуга, и большая. Он устроил девушек обучаться искусству к лучшему профессионалу, Бернадино Кампи, у которого они были в обучении с 1546 до 1549 года, пока он не уехал в Рим. Поскольку Софонисба выразила желание стать профессиональным художником, отец устроил ее, после отъезда Кампи, к другому знаменитому художнику Кремоны – к Гатти. В 1554 году ее работы уже были представлены в Риме, и художник Франческо Сальвиати с восторгом писал Кампи о «его творении», восхваляя талант художника и его учительские способности. О самой художнице он написал так: «хорошенькая кремонка, Ваше творение».

Творение или нет, но Софонисба написала очень интересный портрет своего учителя, рисующего ее, причем лет через 10 после того, как он перестал быть ее учителем. Некоторые заметки о ее творчестве склонны придавать этому портрету значение большее, чем просто необычная композация. Рука Кампи на сердце портрета его ученицы... Неизвестно, была ли их привязанность действительно чем-то большим, чем отношения ученицы и учителя, но если и так, социально они были так далеко друг от друга, что совместного будущего быть у них не могло.

Отец Софонисбы, кстати, не бездействовал: талант талантом, успех успехом, но без пиара о карьере мечтать бессмысленно. И он деятельно рассылает портреты дочери: и в Рим, папе Юлиусу III, и ко двору Феррары, и архидьякону собора Пьяченца. Он списывается с Микеланджело, и просит у того наброски, чтобы Софонисба могла тренироваться, копируя их, и не забывает потом поблагодарить за помощь и поддержку.
И вот, в 1559 Софонисбу пригласили в Испанию, в качестве придворной дамы и придворного художника ко двору жены Филиппа II Испанского, Изабеллы Валуа Брюссельской. Очевидно, там она жила на полном пансионе, или ей что-то платили отдельно, потому что известно, что за услуги Софонисбы 800 лир в год получал ее отец.

Из Мадрида Софонисба писала своему бывшему учителю, Кампи, что она работает над портретами Королевы и дона Карлоса, а также обучает живописи королевских детей. Испанские ресурсы подтверждают, что эти портреты были написаны, но судьбу их проследить не удалось. В 1568 Королева умерла, оставив Софонисбе по завещанию приличную сумму денег. А король Филипп изъявил готовность выступить сватом для молодой женщины. Софонисба попросила, чтобы мужа ей подыскали из итальянцев, и в 1580 году вышла замуж за дона Фабрицио ди Монкада из Палермо. Король дал лично за ней приданое в 12 000 дукатов.

Через 4 года муж умер, и король хотел бы, чтобы Софонисба вернулась ко двору, но она решила вернуться домой, в Геную.


И так случилось, что капитан корабля, на котором она возвращалась, влюбился в нее насмерть, хотя и был «значительно моложе», как повсюду пишут. Причем, он вовсе не был искателем приключений, а наследником аристократической генуэзской семьи. Звали его Орацио Ламеллини. И знаете, они жили долго и счастливо. Умерла Софонисба в возрасте 93 лет, в здравом уме и твердой памяти, как говорится. А ко дню ее столетия ее Орацио сделал такую мемориальную доску: To Sofonisba, my wife ... who is recorded among the illustrious women of the world, outstanding in portraying the images of man ... Orazio Lomellino, in sorrow for the loss of his great love, in 1632, dedicated this little tribute to such a great woman.

В 1624 году ее приезжал рисовать Ван Дейк, так что можно точно знать, как она выглядела в свои последние дни. Из заметок Ван Дейка можно узнать, что он получил от Софонисбы довольно ценные профессиональные советы.

Вазари не написал биографию Софонисбы. Он только упомянул о ней и ее сестрах, Лючие и Анне-Марие, которые тоже «имели художественные способности». Первую биографию Агиссолы написал Раффаэле Сопрани, генуэзский историк. В 1688 году о ней написал Фелипе Бальдинуччи, утверждая, что она вполне равна Тициану. А потом о ней просто забыли. В 1971 году появилась статья, где Сидни Фридберг описывает ее работы, как «примитивные» и «написанные тяжелой рукой», хотя и не лишенные «случайного обаяния».

Огромную работу по возвращению признания женщинам в искусстве начали только в 1970-х историки искусства, феминистки Гермиона Грир, Анне Сазерленд Харрис, Линда Ноклин и Элеонор Тафтс. Выяснилось, что многие работы Софонисбы погибли по время пожара во дворце, а многие (например, портрет Филиппа II) просто приписывались другим художникам. Они стали искать, и выяснилось, что кое-какие документы об испанском периоде жизни Агиссолы есть. Например, ее письмо папе Пию IV:
”Holy Father, I have learned from your Nuncio that you desired a portrait of my royal mistress by my hand. I considered it a singular favor to be allowed to serve your Holiness, and I asked Her Majesty's permission, which was readily granted, seeing the paternal affection which your Holiness displays to her. I have taken the opportunity of sending it by this knight. It will be a great pleasure to me if I have gratified your Holiness's wish, but I must add that, if the brush could represent the beauties of the queen's soul to your eyes, they would be marvelous. However, I have used the utmost diligence to present what art can show, to tell your Holiness the truth. And so I humbly kiss your most holy feet. Madrid, September 16, 1561. Your Holiness's most humble servant. Sofonisba Anguisciola”
Папа портрет (ныне где-то затерявшийся) получил, и художнице ответил:
"Pius Papa IV. Dilecta in Christa filia. We have received the portrait of our dear daughter the Queen of Spain, which you have sent. It has given us the utmost satisfaction both for the person represented, whom we love like a father for the piety and good qualities of her mind, and because it is well and diligently executed by your hand. We thank you and assure you that we shall treasure it among our choicest possessions, and commend your marvelous talent which is the least among your numerous qualities. And so we send you our benediction. May God save you. Dat. Rome die 15 Octobris 1561."
Кстати, именно Гермиона Грир первая написала критическую статью о двойном стандарте в записках Вазари: о мужчинах он писал серьезно, основательно, и профессионально, но женщин искуства рассматривал, как сестер Агиссола, неким вывихом природы, и явно упоминал их только из джентельменской вежливости. Грир также напоминает, что отец Софонисбы получал вполне ощутимую денежную отдачу от успехов дочерей, да и маэстро Кампи учил их не бесплатно, а за полную ученическую оплату. Выражает Грир сомнения и в том, что история второго замужества Софонисбы была такой уж сказочной. По ее мнению, брак был, мягко говоря, неравный для такой леди, какой была Агиссола, и что она решилась на замужество с молодым моряком только потому, что желала сохранить независимость, и не возвращаться в Испанию, где атмосфера при дворе была довольно тяжелой.
Харрис и Ноклин добавляют свой вклад в критику Вазари, находя в его подборке слов для описания работ мужчин и женщин подсознательную предвзятость. У мужчин стиль Вазари описывает, как мощный, легкий, летящий, а о женщинах, что их работы – результат тяжелого труда. Читай: ремесленники, но не виртуозы.
Самая полная история Софонисбы Агиссолы написана Сандрой Перлингьери, которая потратила 16 лет на поиск и изучение документов о семье и о самой художнице.

(свое)
Не Бест? Пришли лучше!
@темы: искусство