Я девушка здравомыслящая. Немножко психованная, но здравомыслящая.
11.12.2013 в 04:20
Пишет alwdis:Ах, Маришка, Маришка!..
Ни-ни-ни! "Маришка" - отнюдь не имя девочки. Совсем наоборот: это, во-первых, фамилия, а во-вторых, мужчины.
Знакомьтесь: Эрнст Маришка, австрийский режиссер середины ХХ века. Оперетта (роскошная, дамы в перьях, мужчины во фраках, шик-блеск-красота), прочий театр и, к нашему счастью, - кино.
Трилогия об императрице Сисси - помните, надеюсь?
![](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/13377/13377_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/13826/13826_original.jpg)
Да, именно Маришка сделал из Роми Шнайдер звезду. Вот и посмотрим - и его, и ее.
К сожалению, не так много Маришки у нас хоть как-то переведено. "Дом трех девушек" (биографический фильм о Шуберте), "Молодые годы королевы" (о Виктории - и он заслуживает отдельного поста!) и "Марш для императора". Ну и "Сисси" в трех экземплярах ("Сисси", "Сисси, молодые годы королевы", "Сисси, трудные годы королевы").
Что ж, будем наслаждаться тем, что есть.
Признаться, я хотела сделать очерк по всем фильмам. Но взявшись нарезать кадры из "Марша", я с ужасом обнаружила, что их уже за полсотни... Так что "Маршем" и ограничимся, поскольку посмотреть кино вы и без меня можете, а мне интереснее рассказать, как этот прекрасный режиссер работает.
Итак, "Марш для императора", 1955 год. Режиссер - сами-знаете-кто, в главной роли - Роми Шнайдер.
![01 01](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/14126/14126_original.jpg)
читать и смотреть дальше
Фильм начинается с пейзажа, и - под бодрую песню идет вереница крестьян. Тра-ля-ля-ля!
![03 03](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/14754/14754_original.jpg)
При таком начале вы можете быть твердо уверены, что картина будет про торжество Естественного над Социальным. Драздравствует свобода и выражение чувств! Быть собой - хорошо, быть воспитанным - плохо.
Идея, на сегодняшний день довольно сомнительная (пора бы уже и хорошим манерам поучиться), но тогда более чем востребованная.
А вот и Роми дошла до камеры. ИМХО, то, что она красива (Дисней называл ее "самой красивой девочкой в мире") - это мелочи жизни. Она - очаровательный бесёнок. И это сочетание прелести и озорных глаз делает молодую Роми просто сказкой.
![05 05](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/15255/15255_original.jpg)
По сюжету, пришли селянки на ярмарку и вытянула девушка пророчество, что ждет ее любовь и щщщастье в Вене, а поможет ей в том лично государь-ампиратор.
![06 06](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/15572/15572_original.jpg)
Стоп. Про сюжет. А сюжет-то старенький... И кое-кому хорошо знакомый.
Прошу любить и жаловать: звезда кинематографа более раннего времени, Дина Дурбин. И фильм "Весенний вальс".
Слева - из финала. Справа - она получает свое пророчество.
![102 102](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/15926/15926_original.jpg)
Там, где Голливуд снимает фильм про военного, осмелившегося написать вальс, там Австрия снимет кино про марш тевтонского полка! Равняйсь! Смиррррна!!
Чувствуем разницу менталитетов, ага![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
![104 104](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/16388/16388_original.jpg)
![34 34](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/17128/17128_original.jpg)
По сюжету героиня должна попасть в Вену. У Маришки это никак не обыгрывается, взяла - и приехала, тетя ее еще давно ждала. А вооот в старом голливудском фильме эта "переправа" - совершенно изумительный сюжетный ход.
На ярмарке героиня спорит с неким селянином, и они решает разрешить спор состязанием: кто кого... перетанцует.
И начинается чардаш!
![106 106](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/17423/17423_original.jpg)
![108 108](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/18039/18039_original.jpg)
Ох. Не уверена, что смогла нарезать скрины так, чтоб хоть немножко это неистовство пляски передать...
Героиня, разумеется, выигрывает, но дотанцевавшись в прямом смысле до упаду - падает на воз сена, он вечерней лошадью отбывает в столицу, где наша барышня и обнаруживает себя поутру.
Дина Дурбин - звезда той поры, когда актер должен был уметь делать ВСЁ. Главная роль в музыкальном фильме - ОК, пой, танцуй, будь красавицей и хорошей актрисой заодно. 50-е годы уже совсем другое дело. От Роми требуется только одно: быть очаровательной. Прочее за нее сделают другие.
Но не дублеры, нет. Режиссер.
Смотрите, как филигранно Маришка решит вопрос чардаша.
![07 07](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/18383/18383_original.jpg)
По совершенно опереточному стечению обстоятельств героиня Роми попадает на бал, где знать нарядилась селянами и танцует народные танцы. Ну и у нашей барышни, ясное дело, самый аутентичный костюм.
От Роми особого мастерства танца никто не ждет, поэтому режиссер делает две вещи:
- добавляет в танец кучу комедийных моментов (сюжетных и нет, просто забавных движений)
- камера целеустремленно любит развевающиеся юбки.
![08 08](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/18496/18496_original.jpg)
О, "развевающиеся одежды в кино" - это песня. С припевом: "И тогда зрителя танец восхитит!"
Пример из совершенно другой "оперетты": "Мемуары гейши". Есть необходимость восхитить американского зрителя танцами "гейш". И есть полная невозможность восхитить его подлинными танцами гейш, которые (танцы) статичны в своем изяществе. И что делает режиссер "МУМУаров"? - праааильно, заставляет "гейш" кружиться. И с Саюри красиво слетает кимоно. И плевать, что на реальные танцы гейш это похоже примерно как страус на белку. Главное - краааасиво!
...несмотря на всю иронию, я не осуждаю. Художественный фильм - он тем и отличается от документального, что должен создавать свою реальность, а не идти на веревочке за фактографией.
Вернулись к Маришке. Восхитив нас танцем Роми - ну разве она не чудо! -
![09 09](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/18784/18784_original.jpg)
- он дает просто чардаш. Берем ансамбль, расчищаем зал, приостанавливаем сюжет... камера, мотор, начали!
![11 11](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/19283/19283_original.jpg)
На балу героиня Роми встречает комедийного персонажа. Пока просто запомните его.
![12 12](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/19699/19699_original.jpg)
Но мы наконец добрались до тёти, а тётю играет Магда Шнайдер.
![14 14](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/20152/20152_original.jpg)
Мама, милая мама...
Она играет у Маришки много - во всех фильмах, которые я смотрела. Если там играет Роми - Магда или мама, как в "Сисси", или самая близкая женщина, как в "Молодых годах королевы" и в "Марше".
(Слева - "Сисси", справа - "Молодые годы королевы")
![61 61](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/20498/20498_original.jpg)
А в "Шуберте" она мать тех трех девушек, которые в заглавии фильма.
![301 301](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/20854/20854_original.jpg)
А в самом первом фильме с Роми "Когда вновь расцветет белая сирень" - она играет опять маму Роми. Вывела дочку в люди.
![401 401](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/21227/21227_original.jpg)
Все фильмы, где Роми при маме, - великолепны. Но я позволю себе сказать, что маме нельзя было отпускать дочку на съемочную площадку одну.
Ибо без мамы огонек Роми - гаснет... Даже в ранних фильмах - уж какие хвалебные отзывы я читала о "Кристине", а вот нечего там смотреть. Приятный фильм, но никакой. Единственный фильм, где молоденькая Роми без мамы великолепна - "Девушки в униформе". Но о нем разговор настолько отдельный, что не сейчас. Совсем не сейчас.
...а потом Роми вырастет. И огоньки в ее глазах погаснут. И останется... а что, собственно, останется? Красивая женщина? Да, красивая, очень, но во Франции таких полным-полно. Зрелую Роми можно заменить любой красивой французской актрисой. И это очень грустно.
И не надо мне говорить, что, дескать, у женщин за 40 огоньки в глазах гаснут от возраста. Посмотрите на Магду! Всё на месте!
И ей даже крупный план для этого не нужен, - сияющие глаза и издалека видны! (кадр из "Дома трех девушек")
![16 16](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/21715/21715_original.jpg)
![302 302](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/21981/21981_original.jpg)
Здесь сюжет разветвляется. Линия номер раз - лирическая - про героиню и барабанщика, про записочку, отправленную в булочке императору, про бравурный марш и прочие семейные счастья. Думаю, видеоряд уже ясен. Вот разве героя посмотрите. Молодой человек, от которого требуется одно: быть милым. Ну и по сюжету - сочинить новый марш полка.
![18 18](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/22486/22486_original.jpg)
Зато вторая линия... Она типо-комедийная. Оч. смешно: аристократ принял крестьянку за знатную девушку, ошибся в ее поисках и нечаянно женился на знатной жеманнице.
Но!
Прежде всего, эта линия феерически красива. Ибо австрийская знать - это впечатляет.
![20 20](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/22929/22929_original.jpg)
Опять же о режиссерском мастерстве Маришки. Ну вот демократЦЦкий сюжет: племянница хозяйки булочной и молодой солдатик. Оч.романтишно. Она в ситце, он - в сукне. А гламур где, где гламур, я спрашиваю??? Где наряды для восторга зрительниц?!
Не-е, так не пойдет! Подать сюда красивую жизнь, бриллианты и кружева!
Просили? Пожалста, извольте![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
![22 22](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/23507/23507_original.jpg)
Прием, замечу, достаточно тонкий. Режиссер избегает сюжета "золушки", он ни разу не одевает Роми роскошно, и получается весьма любопытно.
Высший свет - показан. Героиня в него не входит и не войдет (ее тетя, хоть и поднялась в статусе, но осталась булочницей).
Но. Героине туда и не хочется.
И при этом высший свет не осуждается. Он красив, но параллелен.
Много ли вы знаете фильмов, где героиня встречается с миром бриллиантов и остается равнодушной к нему? Более того, зритель совершенно не замечает, что при наличии кучи знати и аж двух императоров - героиня в Золушку не превратилась и кринолин в финале не надела!
А? Знаете такие фильмы? Я вот нет...
Но есть и нечто более серьезное.
Я далеко не первый раз вижу, что комедийным персонажем делают обладателя хороших манер. Самый яркий для меня пример - "Забавная мордашка" с Одри Хепберн, где в паре эпизодов блистает женщина фантастической красоты, но еще более фантастически владеющая своим телом.
И вот ей - ЕЙ! - отведена роль глупышки-модели, проигрывающей милой искренности (и безобразному поведению) героини Одри!
Смотрим внимательно: слева она ведет себя как Она. Фантастическая грация. Справа изображает комическую дурочку.
Я хорошо помню шок, когда посмотрела фильм первый раз. Женщина не может быть так прекрасна!
Спустя несколько лет я узнала имя. Довима. Одна из великих моделей ХХ века.
Или вот к Маришке вернемся. В "Молодых годах королевы" у Виктори, еще принцессы, по расписанию - урок изящества.
И то, КАК движется ее учитель - это песня. Это танец в жизни. Скрины не передадут, но попробуем...
![57 57](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/24900/24900_original.jpg)
Вы меня спросите, почему нет красивого движения крупным планом? А потому, что его - НЕТ! Позади стульев - сколько угодно, за пучком Магды - пжалста, ибо не дай бог зритель восхитится грацией!
И что говорит Ее Высочество об этом живом чуде? С сарказмом: что чем ты неестественнее, тем больше он это естественностью назовет!
Дело в том, что искусство держать себя было одним из достоинств дворянина. Прямая спина - это по умолчанию. Изящество у дамы и штатского, сдержанное достоинство у военного. Поворот рук, посадка головы... всё это и отличало дворянина от простолюдина.
И этому же служили балы. Тот же полонез по сути - торжественная проходка, это не танец в нашем смысле, это демонстрация грации и достоинства, умения владеть своим телом.
![24 24](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/25450/25450_original.jpg)
А? Хороша? Нужна гифка для передачи всей красоты ее движений!
И вот это - недостижимо для зрителя-простолюдина. И пока режиссер еще понимает, что такое - грациозные движения в обыденной жизни, он, работая на зрителя, будет это высмеивать. Поэтому обладатель хороших манер (пока он есть в кино, в нынешнем с этим уже, гм, негусто) обречен быть или комическим персонажем (в европейском и американском синематографе), или резко отрицательным (в советском).
...а мы теперь сетуем, шта среди молодежи князь-андреев не найти...
Ладно, хватит о грустном. Поговорим еще немного о красивой жизни.
Маришка - мастер знаковой детали. Во, к примеру, с аудиенции императора выходит некто. И несколько секунд в кадре эта расшитая спина.
Больше ничего не надо! Мундиры гвардии, позолота двери, канделябр за дверью и это шитье. Образ дворца создан!
![25 25](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/25743/25743_original.jpg)
А за дверью героиню ждет Франц-Иосиф. Когда Роми увидела его первый раз, он выглядел так. Но не пройдет и года, и в "Сисси" он будет выглядеть чуть иначе![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Вот как может измениться мужчина, если рядом красивая девушка!
![208 208](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/26315/26315_original.jpg)
Героиня Роми прибежала к Его Велицтву умолять... неважно, о чем именно, но решить проблему может только он один!
И вот посмотрите. Барышня в черном на фоне окна.
Во-первых, черное платье - патамушта проооооблемы держим нервы зрителя в напряжении: неужели катастрофа произойдет?!).
Во-вторых, окно сзади дает прекрасный силуэт Роми со сказочно тонкой талией. Режиссер делает роскошный комплимент фигуре актрисы, в других платьях ее талия так не была видна (а тут, кстати, тугой корсет).
И в-третьих, сделав приятное Роми, Маришка решает и свою задачу: он подчеркивает этим кадром хрупкость и беззащитность уже героини, которую может только ампиратор спасти (до невозможности похожий на что-то Дед-Морозо-образное, не?).
Вот сколько всего можно сделать полуторасекундным кадром!
![27 27](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/26790/26790_original.jpg)
Ну и финал. Прямо посреди парада героиня притаскивает ампиратору (двум императорам сразу!) своего барабанщика.
Как я и обещала, да здравствуют чувства, долой правила, хорошие манеры и здравый смысл!
![29 29](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/27254/27254_original.jpg)
![31 31](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/27742/27742_original.jpg)
Чтобы закончить на более приятной ноте, давайте я покажу общие кадры. Вроде камера смотрит на парад... а на переднем плане то в одном ракурсе, то в другом стоит роскошный красно-золотой дамский зонт. Внимание зрителя - не на него, а дальше, но краешек глаза - задерживается. Делая эпизод для зрителей мужеска полу, Маришка не забывает и о зрительницах. Одна деталь сбоку - и дамы тоже в восторге.
Выше один кадр "парада с зонтиком" уже был. А вот еще, здесь зонтик позаметнее.
![33 33](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/28074/28074_original.jpg)
Мысль напоследок.
Говоря формально, "Марш для императора" - ремейк. Но вот что важно: здесь режиссер более оригинален, более индивидуален, чем в "своем собственном" фильме о Шуберте, да и в "Молодых годах королевы" тоже.
Я хочу сказать банальность, но эту нехитрую мысль почему-то надо доказывать, доказывать и доказывать. Ну, вот еще одно доказательство... Мысль же такова: достоинства произведения никак не определяются тем, "первично" оно или "вторично". Шекспир, вон, ни одного сюжета сам не придумал, тока фанфики писал...
Я скажу больше: если автор перепевает сам себя, из этого тоже не следует низкое качество "второй производной". Снял Маришка "Молодые годы королевы", здорово получилось... захотелось еще что-то прокоролевское с Роми в главной роли. Ну, дубль два. Получилась... "Сисси". Фильм колоссального успеха.
Так вот - нет критерия "первичное=хорошее", "вторичное=слабое". Есть удачное кино, и есть так себе. А вторичность интересует тока зануд-кинологов
))
Ведь что такое и знаменитая "Сисси", в конце концов, как ни история о деревенской девушке, встретившей императора Франца-Иосифа?
Вам не кажется, что у Маришки такое уже когда-то было?
![207 207](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/28526/28526_original.jpg)
----------
автор: профессор Александра Баркова (alwdis)
Данный текст может распространяться свободно,
при условии сохранения имени автора и посвящения.
URL записиДочери моей Любушке
в день ее тринадцатилетия.
Делай только то, что любишь, - и в жизни всё получится!
в день ее тринадцатилетия.
Делай только то, что любишь, - и в жизни всё получится!
Ни-ни-ни! "Маришка" - отнюдь не имя девочки. Совсем наоборот: это, во-первых, фамилия, а во-вторых, мужчины.
Знакомьтесь: Эрнст Маришка, австрийский режиссер середины ХХ века. Оперетта (роскошная, дамы в перьях, мужчины во фраках, шик-блеск-красота), прочий театр и, к нашему счастью, - кино.
Трилогия об императрице Сисси - помните, надеюсь?
![](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/13242/13242_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/13377/13377_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/13616/13616_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/13826/13826_original.jpg)
Да, именно Маришка сделал из Роми Шнайдер звезду. Вот и посмотрим - и его, и ее.
К сожалению, не так много Маришки у нас хоть как-то переведено. "Дом трех девушек" (биографический фильм о Шуберте), "Молодые годы королевы" (о Виктории - и он заслуживает отдельного поста!) и "Марш для императора". Ну и "Сисси" в трех экземплярах ("Сисси", "Сисси, молодые годы королевы", "Сисси, трудные годы королевы").
Что ж, будем наслаждаться тем, что есть.
Признаться, я хотела сделать очерк по всем фильмам. Но взявшись нарезать кадры из "Марша", я с ужасом обнаружила, что их уже за полсотни... Так что "Маршем" и ограничимся, поскольку посмотреть кино вы и без меня можете, а мне интереснее рассказать, как этот прекрасный режиссер работает.
Итак, "Марш для императора", 1955 год. Режиссер - сами-знаете-кто, в главной роли - Роми Шнайдер.
![01 01](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/14126/14126_original.jpg)
читать и смотреть дальше
Фильм начинается с пейзажа, и - под бодрую песню идет вереница крестьян. Тра-ля-ля-ля!
![02 02](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/14431/14431_original.jpg)
![03 03](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/14754/14754_original.jpg)
При таком начале вы можете быть твердо уверены, что картина будет про торжество Естественного над Социальным. Драздравствует свобода и выражение чувств! Быть собой - хорошо, быть воспитанным - плохо.
Идея, на сегодняшний день довольно сомнительная (пора бы уже и хорошим манерам поучиться), но тогда более чем востребованная.
А вот и Роми дошла до камеры. ИМХО, то, что она красива (Дисней называл ее "самой красивой девочкой в мире") - это мелочи жизни. Она - очаровательный бесёнок. И это сочетание прелести и озорных глаз делает молодую Роми просто сказкой.
![05 05](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/15255/15255_original.jpg)
По сюжету, пришли селянки на ярмарку и вытянула девушка пророчество, что ждет ее любовь и щщщастье в Вене, а поможет ей в том лично государь-ампиратор.
![06 06](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/15572/15572_original.jpg)
Стоп. Про сюжет. А сюжет-то старенький... И кое-кому хорошо знакомый.
Прошу любить и жаловать: звезда кинематографа более раннего времени, Дина Дурбин. И фильм "Весенний вальс".
Слева - из финала. Справа - она получает свое пророчество.
![101 101](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/15627/15627_original.jpg)
![102 102](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/15926/15926_original.jpg)
Там, где Голливуд снимает фильм про военного, осмелившегося написать вальс, там Австрия снимет кино про марш тевтонского полка! Равняйсь! Смиррррна!!
Чувствуем разницу менталитетов, ага
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
![103 103](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/16352/16352_original.jpg)
![104 104](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/16388/16388_original.jpg)
![32 32](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/16674/16674_original.jpg)
![34 34](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/17128/17128_original.jpg)
По сюжету героиня должна попасть в Вену. У Маришки это никак не обыгрывается, взяла - и приехала, тетя ее еще давно ждала. А вооот в старом голливудском фильме эта "переправа" - совершенно изумительный сюжетный ход.
На ярмарке героиня спорит с неким селянином, и они решает разрешить спор состязанием: кто кого... перетанцует.
И начинается чардаш!
![105 105](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/17267/17267_original.jpg)
![106 106](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/17423/17423_original.jpg)
![107 107](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/17716/17716_original.jpg)
![108 108](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/18039/18039_original.jpg)
Ох. Не уверена, что смогла нарезать скрины так, чтоб хоть немножко это неистовство пляски передать...
Героиня, разумеется, выигрывает, но дотанцевавшись в прямом смысле до упаду - падает на воз сена, он вечерней лошадью отбывает в столицу, где наша барышня и обнаруживает себя поутру.
Дина Дурбин - звезда той поры, когда актер должен был уметь делать ВСЁ. Главная роль в музыкальном фильме - ОК, пой, танцуй, будь красавицей и хорошей актрисой заодно. 50-е годы уже совсем другое дело. От Роми требуется только одно: быть очаровательной. Прочее за нее сделают другие.
Но не дублеры, нет. Режиссер.
Смотрите, как филигранно Маришка решит вопрос чардаша.
![07 07](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/18383/18383_original.jpg)
По совершенно опереточному стечению обстоятельств героиня Роми попадает на бал, где знать нарядилась селянами и танцует народные танцы. Ну и у нашей барышни, ясное дело, самый аутентичный костюм.
От Роми особого мастерства танца никто не ждет, поэтому режиссер делает две вещи:
- добавляет в танец кучу комедийных моментов (сюжетных и нет, просто забавных движений)
- камера целеустремленно любит развевающиеся юбки.
![08 08](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/18496/18496_original.jpg)
О, "развевающиеся одежды в кино" - это песня. С припевом: "И тогда зрителя танец восхитит!"
Пример из совершенно другой "оперетты": "Мемуары гейши". Есть необходимость восхитить американского зрителя танцами "гейш". И есть полная невозможность восхитить его подлинными танцами гейш, которые (танцы) статичны в своем изяществе. И что делает режиссер "МУМУаров"? - праааильно, заставляет "гейш" кружиться. И с Саюри красиво слетает кимоно. И плевать, что на реальные танцы гейш это похоже примерно как страус на белку. Главное - краааасиво!
...несмотря на всю иронию, я не осуждаю. Художественный фильм - он тем и отличается от документального, что должен создавать свою реальность, а не идти на веревочке за фактографией.
Вернулись к Маришке. Восхитив нас танцем Роми - ну разве она не чудо! -
![09 09](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/18784/18784_original.jpg)
- он дает просто чардаш. Берем ансамбль, расчищаем зал, приостанавливаем сюжет... камера, мотор, начали!
![10 10](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/18970/18970_original.jpg)
![11 11](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/19283/19283_original.jpg)
На балу героиня Роми встречает комедийного персонажа. Пока просто запомните его.
![12 12](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/19699/19699_original.jpg)
Но мы наконец добрались до тёти, а тётю играет Магда Шнайдер.
![13 13](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/19762/19762_original.jpg)
![14 14](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/20152/20152_original.jpg)
Мама, милая мама...
Она играет у Маришки много - во всех фильмах, которые я смотрела. Если там играет Роми - Магда или мама, как в "Сисси", или самая близкая женщина, как в "Молодых годах королевы" и в "Марше".
(Слева - "Сисси", справа - "Молодые годы королевы")
![205 205](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/20478/20478_original.jpg)
![61 61](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/20498/20498_original.jpg)
А в "Шуберте" она мать тех трех девушек, которые в заглавии фильма.
![301 301](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/20854/20854_original.jpg)
А в самом первом фильме с Роми "Когда вновь расцветет белая сирень" - она играет опять маму Роми. Вывела дочку в люди.
![401 401](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/21227/21227_original.jpg)
Все фильмы, где Роми при маме, - великолепны. Но я позволю себе сказать, что маме нельзя было отпускать дочку на съемочную площадку одну.
Ибо без мамы огонек Роми - гаснет... Даже в ранних фильмах - уж какие хвалебные отзывы я читала о "Кристине", а вот нечего там смотреть. Приятный фильм, но никакой. Единственный фильм, где молоденькая Роми без мамы великолепна - "Девушки в униформе". Но о нем разговор настолько отдельный, что не сейчас. Совсем не сейчас.
...а потом Роми вырастет. И огоньки в ее глазах погаснут. И останется... а что, собственно, останется? Красивая женщина? Да, красивая, очень, но во Франции таких полным-полно. Зрелую Роми можно заменить любой красивой французской актрисой. И это очень грустно.
И не надо мне говорить, что, дескать, у женщин за 40 огоньки в глазах гаснут от возраста. Посмотрите на Магду! Всё на месте!
И ей даже крупный план для этого не нужен, - сияющие глаза и издалека видны! (кадр из "Дома трех девушек")
![15 15](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/21353/21353_original.jpg)
![16 16](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/21715/21715_original.jpg)
![302 302](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/21981/21981_original.jpg)
Здесь сюжет разветвляется. Линия номер раз - лирическая - про героиню и барабанщика, про записочку, отправленную в булочке императору, про бравурный марш и прочие семейные счастья. Думаю, видеоряд уже ясен. Вот разве героя посмотрите. Молодой человек, от которого требуется одно: быть милым. Ну и по сюжету - сочинить новый марш полка.
![17 17](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/22269/22269_original.jpg)
![18 18](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/22486/22486_original.jpg)
Зато вторая линия... Она типо-комедийная. Оч. смешно: аристократ принял крестьянку за знатную девушку, ошибся в ее поисках и нечаянно женился на знатной жеманнице.
Но!
Прежде всего, эта линия феерически красива. Ибо австрийская знать - это впечатляет.
![19 19](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/22646/22646_original.jpg)
![20 20](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/22929/22929_original.jpg)
Опять же о режиссерском мастерстве Маришки. Ну вот демократЦЦкий сюжет: племянница хозяйки булочной и молодой солдатик. Оч.романтишно. Она в ситце, он - в сукне. А гламур где, где гламур, я спрашиваю??? Где наряды для восторга зрительниц?!
Не-е, так не пойдет! Подать сюда красивую жизнь, бриллианты и кружева!
Просили? Пожалста, извольте
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
![21 21](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/23045/23045_original.jpg)
![22 22](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/23507/23507_original.jpg)
Прием, замечу, достаточно тонкий. Режиссер избегает сюжета "золушки", он ни разу не одевает Роми роскошно, и получается весьма любопытно.
Высший свет - показан. Героиня в него не входит и не войдет (ее тетя, хоть и поднялась в статусе, но осталась булочницей).
Но. Героине туда и не хочется.
И при этом высший свет не осуждается. Он красив, но параллелен.
Много ли вы знаете фильмов, где героиня встречается с миром бриллиантов и остается равнодушной к нему? Более того, зритель совершенно не замечает, что при наличии кучи знати и аж двух императоров - героиня в Золушку не превратилась и кринолин в финале не надела!
А? Знаете такие фильмы? Я вот нет...
Но есть и нечто более серьезное.
Я далеко не первый раз вижу, что комедийным персонажем делают обладателя хороших манер. Самый яркий для меня пример - "Забавная мордашка" с Одри Хепберн, где в паре эпизодов блистает женщина фантастической красоты, но еще более фантастически владеющая своим телом.
![602 602](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/24306/24306_original.jpg)
![603 603](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/24422/24422_original.jpg)
И вот ей - ЕЙ! - отведена роль глупышки-модели, проигрывающей милой искренности (и безобразному поведению) героини Одри!
Смотрим внимательно: слева она ведет себя как Она. Фантастическая грация. Справа изображает комическую дурочку.
Я хорошо помню шок, когда посмотрела фильм первый раз. Женщина не может быть так прекрасна!
Спустя несколько лет я узнала имя. Довима. Одна из великих моделей ХХ века.
Или вот к Маришке вернемся. В "Молодых годах королевы" у Виктори, еще принцессы, по расписанию - урок изящества.
И то, КАК движется ее учитель - это песня. Это танец в жизни. Скрины не передадут, но попробуем...
![53 53](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/24799/24799_original.jpg)
![57 57](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/24900/24900_original.jpg)
Вы меня спросите, почему нет красивого движения крупным планом? А потому, что его - НЕТ! Позади стульев - сколько угодно, за пучком Магды - пжалста, ибо не дай бог зритель восхитится грацией!
И что говорит Ее Высочество об этом живом чуде? С сарказмом: что чем ты неестественнее, тем больше он это естественностью назовет!
Дело в том, что искусство держать себя было одним из достоинств дворянина. Прямая спина - это по умолчанию. Изящество у дамы и штатского, сдержанное достоинство у военного. Поворот рук, посадка головы... всё это и отличало дворянина от простолюдина.
И этому же служили балы. Тот же полонез по сути - торжественная проходка, это не танец в нашем смысле, это демонстрация грации и достоинства, умения владеть своим телом.
![23 23](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/25231/25231_original.jpg)
![24 24](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/25450/25450_original.jpg)
А? Хороша? Нужна гифка для передачи всей красоты ее движений!
И вот это - недостижимо для зрителя-простолюдина. И пока режиссер еще понимает, что такое - грациозные движения в обыденной жизни, он, работая на зрителя, будет это высмеивать. Поэтому обладатель хороших манер (пока он есть в кино, в нынешнем с этим уже, гм, негусто) обречен быть или комическим персонажем (в европейском и американском синематографе), или резко отрицательным (в советском).
...а мы теперь сетуем, шта среди молодежи князь-андреев не найти...
Ладно, хватит о грустном. Поговорим еще немного о красивой жизни.
Маришка - мастер знаковой детали. Во, к примеру, с аудиенции императора выходит некто. И несколько секунд в кадре эта расшитая спина.
Больше ничего не надо! Мундиры гвардии, позолота двери, канделябр за дверью и это шитье. Образ дворца создан!
![25 25](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/25743/25743_original.jpg)
А за дверью героиню ждет Франц-Иосиф. Когда Роми увидела его первый раз, он выглядел так. Но не пройдет и года, и в "Сисси" он будет выглядеть чуть иначе
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Вот как может измениться мужчина, если рядом красивая девушка!
![35 35](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/26097/26097_original.jpg)
![208 208](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/26315/26315_original.jpg)
Героиня Роми прибежала к Его Велицтву умолять... неважно, о чем именно, но решить проблему может только он один!
И вот посмотрите. Барышня в черном на фоне окна.
Во-первых, черное платье - патамушта проооооблемы держим нервы зрителя в напряжении: неужели катастрофа произойдет?!).
Во-вторых, окно сзади дает прекрасный силуэт Роми со сказочно тонкой талией. Режиссер делает роскошный комплимент фигуре актрисы, в других платьях ее талия так не была видна (а тут, кстати, тугой корсет).
И в-третьих, сделав приятное Роми, Маришка решает и свою задачу: он подчеркивает этим кадром хрупкость и беззащитность уже героини, которую может только ампиратор спасти (до невозможности похожий на что-то Дед-Морозо-образное, не?).
Вот сколько всего можно сделать полуторасекундным кадром!
![26 26](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/26414/26414_original.jpg)
![27 27](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/26790/26790_original.jpg)
Ну и финал. Прямо посреди парада героиня притаскивает ампиратору (двум императорам сразу!) своего барабанщика.
Как я и обещала, да здравствуют чувства, долой правила, хорошие манеры и здравый смысл!
![28 28](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/26938/26938_original.jpg)
![29 29](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/27254/27254_original.jpg)
![30 30](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/27531/27531_original.jpg)
![31 31](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/27742/27742_original.jpg)
Чтобы закончить на более приятной ноте, давайте я покажу общие кадры. Вроде камера смотрит на парад... а на переднем плане то в одном ракурсе, то в другом стоит роскошный красно-золотой дамский зонт. Внимание зрителя - не на него, а дальше, но краешек глаза - задерживается. Делая эпизод для зрителей мужеска полу, Маришка не забывает и о зрительницах. Одна деталь сбоку - и дамы тоже в восторге.
Выше один кадр "парада с зонтиком" уже был. А вот еще, здесь зонтик позаметнее.
![33 33](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/28074/28074_original.jpg)
Мысль напоследок.
Говоря формально, "Марш для императора" - ремейк. Но вот что важно: здесь режиссер более оригинален, более индивидуален, чем в "своем собственном" фильме о Шуберте, да и в "Молодых годах королевы" тоже.
Я хочу сказать банальность, но эту нехитрую мысль почему-то надо доказывать, доказывать и доказывать. Ну, вот еще одно доказательство... Мысль же такова: достоинства произведения никак не определяются тем, "первично" оно или "вторично". Шекспир, вон, ни одного сюжета сам не придумал, тока фанфики писал...
Я скажу больше: если автор перепевает сам себя, из этого тоже не следует низкое качество "второй производной". Снял Маришка "Молодые годы королевы", здорово получилось... захотелось еще что-то прокоролевское с Роми в главной роли. Ну, дубль два. Получилась... "Сисси". Фильм колоссального успеха.
Так вот - нет критерия "первичное=хорошее", "вторичное=слабое". Есть удачное кино, и есть так себе. А вторичность интересует тока зануд-кинологов
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Ведь что такое и знаменитая "Сисси", в конце концов, как ни история о деревенской девушке, встретившей императора Франца-Иосифа?
Вам не кажется, что у Маришки такое уже когда-то было?
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
![206 206](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/28192/28192_original.jpg)
![207 207](http://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/28526/28526_original.jpg)
----------
автор: профессор Александра Баркова (alwdis)
Данный текст может распространяться свободно,
при условии сохранения имени автора и посвящения.
@темы: фильмы, интересное