Я девушка здравомыслящая. Немножко психованная, но здравомыслящая.
"Загадочное ночное убийство собаки" Марк Хэддон
Нелегкая оказалась книга.
Давайте я сразу скажу, что об аутизме знаю совсем не много, но то, как он описан в книге совпадает с тем, что я все-таки читала, или слышала от родителей детей-аутистов.
Пятнадцатилетний Крис аутист. И из этого вытекает очень многое как для самого подростка, так и для окружающих его людей. Например, Крис носит с собой нож. И понимаете, если вы решите помочь упавшему на рельсы мальчику, вы в итоге можете получить этим ножом. Потому что он не любит, когда к нему прикасаются.
И разговаривать с Крисом надо очень обдуманно: он все понимает буквально. Никаких обобщений, домыслов, расширительного понимания, иносказаний. Он знает, что такое метафоры, но не понимает их.
Крис решил найти убийцу соседской собаки, что в итоге привело его к осознанию своих сил и возможностей: Крис многое может, несмотря на то, что он боится потеряться в пространстве и времени, смотреть на других людей, разговаривать с ними и многое другое. Крис – сильный парень.
А вот давайте посмотрим на других. Вся книга – рассказ Криса от первого лица. Она крайне отстраненная, вспышки эмоций других людей как бы приглушаются рассказчиком, но это лишь усиливает впечатление от них. Что испытывает сам Крис? Да все тоже, что и мы. Страх, привязанность, недовольство. Вот проявление этих чувств – совершенно иное. Нет привязки к людям. Нет даже размышлений о том, что нужно другим. Вот страдает отец Криса, мальчик уходит из комнаты, не говоря ни слова, т.к. когда ему плохо, он любит быть один. Вот вроде бы и забота есть, а вроде и нет. Когда мать оказывается в больнице, он говорит отцу, что ей нужна не больничная еда и делает открытку и на этом все.
Не получается запланированное, важное для Криса дело – он не слушает ничего, никаких доводов, почему это дело сделать нельзя. Он просто повторяет: мне надо. 15 лет – не тот возраст, когда ребенок не понимает внешних обстоятельств, он может их не принимать, не любить, досадовать, но Крис отказывается понимать, что он попросту в другом городе и жизнь не будет такой как раньше, и требует, чтобы его отвезли в школу по старому месту жительства. Его никак не задевает, точнее, он даже не замечает, что делают для него родители, чем жертвуют. Хотя – опять-таки, в 15 лет, дети этого могут не оценить, но не заметить – вряд ли.
Любит ли Крис родителей? Сам он говорит об отце, что мол тот любит его, Криса, т.к. заботится о нем. О ком знакомится сам Крис? Только о своей крысе.
Вот даже в рассуждениях о будущих своих высоких заработках, у Криса в планах трат есть домработница, родителей нет.
Пока я читала книгу, я пыталась представить себя на месте родителей Криса. И вот честно – страшно. Страшно не получать ничего взамен, страшно не справиться. Страшно, что не сможешь всегда помнить, насколько велика потребность этого мальчика, юноши в тебе – потребность чисто бытовая, как в обслуге, не более. И безумно тяжело отдавать свою жизнь ребенку, не рассчитывая вообще ни на что.
Давайте я сразу скажу, что об аутизме знаю совсем не много, но то, как он описан в книге совпадает с тем, что я все-таки читала, или слышала от родителей детей-аутистов.
Пятнадцатилетний Крис аутист. И из этого вытекает очень многое как для самого подростка, так и для окружающих его людей. Например, Крис носит с собой нож. И понимаете, если вы решите помочь упавшему на рельсы мальчику, вы в итоге можете получить этим ножом. Потому что он не любит, когда к нему прикасаются.
И разговаривать с Крисом надо очень обдуманно: он все понимает буквально. Никаких обобщений, домыслов, расширительного понимания, иносказаний. Он знает, что такое метафоры, но не понимает их.
Крис решил найти убийцу соседской собаки, что в итоге привело его к осознанию своих сил и возможностей: Крис многое может, несмотря на то, что он боится потеряться в пространстве и времени, смотреть на других людей, разговаривать с ними и многое другое. Крис – сильный парень.
А вот давайте посмотрим на других. Вся книга – рассказ Криса от первого лица. Она крайне отстраненная, вспышки эмоций других людей как бы приглушаются рассказчиком, но это лишь усиливает впечатление от них. Что испытывает сам Крис? Да все тоже, что и мы. Страх, привязанность, недовольство. Вот проявление этих чувств – совершенно иное. Нет привязки к людям. Нет даже размышлений о том, что нужно другим. Вот страдает отец Криса, мальчик уходит из комнаты, не говоря ни слова, т.к. когда ему плохо, он любит быть один. Вот вроде бы и забота есть, а вроде и нет. Когда мать оказывается в больнице, он говорит отцу, что ей нужна не больничная еда и делает открытку и на этом все.
Не получается запланированное, важное для Криса дело – он не слушает ничего, никаких доводов, почему это дело сделать нельзя. Он просто повторяет: мне надо. 15 лет – не тот возраст, когда ребенок не понимает внешних обстоятельств, он может их не принимать, не любить, досадовать, но Крис отказывается понимать, что он попросту в другом городе и жизнь не будет такой как раньше, и требует, чтобы его отвезли в школу по старому месту жительства. Его никак не задевает, точнее, он даже не замечает, что делают для него родители, чем жертвуют. Хотя – опять-таки, в 15 лет, дети этого могут не оценить, но не заметить – вряд ли.
Любит ли Крис родителей? Сам он говорит об отце, что мол тот любит его, Криса, т.к. заботится о нем. О ком знакомится сам Крис? Только о своей крысе.
Вот даже в рассуждениях о будущих своих высоких заработках, у Криса в планах трат есть домработница, родителей нет.
Пока я читала книгу, я пыталась представить себя на месте родителей Криса. И вот честно – страшно. Страшно не получать ничего взамен, страшно не справиться. Страшно, что не сможешь всегда помнить, насколько велика потребность этого мальчика, юноши в тебе – потребность чисто бытовая, как в обслуге, не более. И безумно тяжело отдавать свою жизнь ребенку, не рассчитывая вообще ни на что.
а её автор работал с аутистами, поэтому он так точен в описании.
и парень-герой тоже понравился, такой честный и странный.