Я девушка здравомыслящая. Немножко психованная, но здравомыслящая.
Эх, "Большая родня", большая родня...
Нет уже никакой большой родни. Нет вот этого чувства единения со всем миром, когда по капле выдавливаешь из себя единоличника и вливаешься в широкую реку идущих к счастливой жизни тружеников, радостных и верящих. Утопия конечно, но как порой в такую утопию хочется верить и стать частичкой этого светлого, верящего, осмысленного!
Я честно пытаюсь абстрагироваться от Советского Союза, которого я никогда не знала, но про который слышала разное.
Например, моя прабабка, бесприданницей вышедшая замуж за прадеда, не обнаружила в доме мужа даже квашни, чтобы тесто поставить... А после их чуть не раскулачили: скотина, пасека! И уже моя бабушка вспоминала как отданная в колхоз кобыла Фенька приходила к родному дому и плакала, а они тоже плакали и не подходили к ней, потому что боялись: скажут лошадь из колхоза выманивают, а это чревато.
И пыталась писать об этой книге как о чем-то оторванном от реальных событий, так что начинаю уже не первый раз.
Это очень длинное повествование о некоем селе, которое могло быть расположено где угодно на просторах СССР. Только фамилия автора и язык книги говорят об Украине, географическая привязка появляется то ли в середине, то ли во второй трети первой книги. И мне представляется, что это неслучайно: эта история могла рассказываться о любом селе нашей необъятной.
Время действия - начало 20 (или даже конец 10-х) до почти окончания Великой отечественной.
В нем нет строительства большого государства, но оно несомненно о строительстве светлого будущего. То самое "через тернии к звездам". Через гражданскую войну, разруху, борьбу с кулаками, преодоление себя, объединение с людьми в один большой коллектив, где все "свое", все "общее", и все делают одно большое дело, чем и счастливы: улучшая жизнь государства, улучшают свою.
Почему я пишу, что нет большого государства? Потому что все развивается в рамках одного села. Государство подразумевается, но оно в сознании, а не в повествовании. Село - этакий микрокосм, в котором происходит все то, что могло происходить и происходит в стране.
Повествование нельзя разделить на "общественную" и частную" части, все органично и целостно. Нет рассказа о человеке, нет рассказа о становлении на селе советской власти, есть рассказ как через людей рождается и развивается колхоз, одновременно через партию, советскую власть, растет, меняется человек.
Читая, вспоминала "Поднятую целину" и что-то еще о тех же временах, читаное в разные годы. То ли возраст другой, то ли читательский опыт, но Стелмах по большей части оставлял равнодушной. Никаких открытий. Все ровно. Да, есть внутренние терзания и метания героев, сомнения, скандалы с женами, которые как и положено женщинам, думают не о большом и общем, а о своем, частном. Есть совершенно типичные кулаки, которые кровопийцы-душегубы, где-то умные, а в отношении советской власти такие идиоты, которым богатство так глаза застит, что готовы аж в ссылку, лишь бы земли не отдавать. Но все это уже было. И никаких откровений, ничего, выбивающегося из колеи жанра. Ну хоть завалященького кулака или врага народа, который бы исправился, или хотя бы поступал по умному. И даже кулаческая дочь, надевшая на себя разом несколько платьев, чтобы не отобрали, была у того же Шолохова.
Местами во мне взыгрывал феминизм. Ну вот девицы деревенские. Умницы, красавицы, комсомолки. А замуж - как родители скажут. Это как это? Вот тут - советская власть и женщина выступает на партсобраниях, вносит рац.предоложения, руководит бригадой, а вот тут: семья и муж, который глава семьи, так что можно скандалить, но все будет так , как он сказал (что не отменяет возможность его "пропесочить на том же собрании). Так и вспоминалось обобществление товарищей женщин на заре советской власти.
Отдельно хочется сказать о главном герое: Дмитрий Горицевт, молчун, трудяга, суров, вначале в нем играют единоличные мотивы, но он входит в колхоз, думает уже и о других, а война, кажется, только и нужна для того, чтобы всех советских людей почувствовал Дмитрий своими, родными. Как же этот красавец мужчина меня раздражал! Вроде бы и не делает ничего такого, предосудительного. Но...
Встречалась я на заре своей юности с французом. И он мне с ужасом рассказывал, что в одном фильме времен СССР видел главного героя, который кушал суп и "он его с шумом кушал... втягивал в себя. А ведь это положительный герой!" И у мужчины были в глазах недоумение и ужас: как положительный герой может так неприлично кушать.
Так и Дмитрий Горицвет. Я понимала, почему положительный герой может совершить неблаговидный поступок: потом, через него, он пройдет путь осознания, внутреннего роста и станет лучше. Прекрасно. Но как положительный герой может думать о девушке, что та его не любит, т.к. первая подошла. Как может оставить любимую женой кулака, за которого ее выдали насильно. Как может спустя несколько лет у нее же - которая продолжает его любить и он это знает! - спрашивать совета о своей новой зазнобе. Как может настолько плохо знать лучшего (!) друга, что не дослушав до конца уже смотрит на него волком. Как может из-за собственных дурных мыслей (внезапно возникших) бросаться на бывшего соперника в любви с саблей... В общем как может быть таким разумным, но при этом вспыльчивым, так что мозг отключается и "сначала делает, потом думает", как может быть таким душевно тупым, поступать так мерзко, что хочется ему морду набить и при этом быть положительным героем, которого все прощают, любят и не напоминают о дурости - вот этого я понять не могу. И эти качества у человека не выветриваются даже со временем, хотя начинают проявляться выборочно: когда он командует партизанским отрядом - выдержка есть; когда видит, что в его доме гость-мужчина - выдержка отключается (и не только выдержка, а и любовь и доверие к жене).
Вероятно это и неплохо, что центральный персонаж такой вот... неоднозначный, но одновременно с раздражением вызывал он у меня чувство недоверия к возможности реального существования такой вот личности.
Язык... поэтичный аж донельзя, аж до оскомины. Некоторые образы очень красивые. Некоторые - хоть плачь, хоть смейся (одно "вышел с женской фигурой на руках" чего стоит). В авторском многословии порой тонешь как муха в меду, так что хочется сократить текст хотя бы на треть.
Как ни странно, обилие упоминаний отца народов стало раздражать только уже в "военной" части книги. Вот это "тяжелее всех Сталину", "Сталин командует всеми войсками" (цитаты не точные, в целом: по смыслу) вызывали сомнение в разумности людей в принципе. да, я помню: культ личности. Да, я все понимаю. Но читать о таком сейчас лично мне было раздражающе, а порой просто мерзко.
Антисоветский анекдот 1946 года: Старушка в польской деревне смотрит на два огромных портрета Сталина и Молотова и спрашивает прохожего: «Кто эти люди?». Прохожий оказался коммунистом: «Это наши освободители! Они освободили нас от немцев». Старушка, с уважением: «А… хорошие люди, очень хорошие люди. А не могли бы они нас освободить теперь от Советов?».
В целом наивно. Странно. Не веришь в такую жизнь, но, как уже писала выше, порой хочется именно вот такого. И разумная часть пасует перед желанием почувствовать себя частью разумного и окрыленного одной идеей коллектива и в этот момент книга представляется теплой и доброй.
В другие моменты разум побеждает и становится тошно от этого безумного вмешательства в частную жизнь. Как в советской же песне: "не сойтись, разойтись, не сосвататься в стороне от придирчивых глаз". И понимаешь: бежать, бежать от такого. Чур меня! Да не утопия это, а антиутопия!
Впрочем, это уже не оценка книги, а оценка той жизни с позиции соверменной махровой единоличницы.
Книга же по большому счету ничего не дала. Читать, не читать - советовать не решусь.
Ну и, заканчивая, не удержусь:
В 1933 году Петровский объездил Украину. Из одного района телефонировали в село, чтобы колхоз послал телегу для высокого начальника. Колхознику не было сказано, кого он повезет, потому что из этого сделали тайну. Петровский захотел поговорить с колхозником, чтобы узнать, как обстоят дела в колхозе. Но воз так тарахтел и скрипел, что Петровский лишь спросил колхозника: «Товарищ! А воз сегодня смазывали?» – «Точно смазывал». – «А почему он так скрипит?» – «Потому что какая власть, такая и масть!» – ответил колхозник. «Разве вам рабоче-крестьянская власть хуже, чем царская?» Колхозник подумал, а потом, увидев среди дороги перерезанный колесом надвое коровий кизяк, показал на него кнутом и сказал: «Товарищ, видите этот кизяк из двух половинок?» – «Ну, – сказал Петровский, – вижу…» – «Вот и то говно, и это. Так оно и с властью».