Я девушка здравомыслящая. Немножко психованная, но здравомыслящая.
Предуведомление, вызванное тем, что автор значения слов не объясняет, дабы будущие читатели, кои ознакомятся с этим отзывом, были подготовлены:
юрак - ненец;
пальма (палма) - оружие, по сути нож на длинной палке;
ярта -внутренности животного;
ровдуга - замша, исходя из условий жизни - из оленьей шкуры;
птица Карс - в мифологии северных племен страшная птица, но может и помогать героям ("Вот как описывает ее С.Патканов ... гигантской величины птица с человекоподобной головой и большим клювом; позади рук, снабженных длинными и острыми когтями, вырастают два мощных крыла; ... В сказаниях манси Карс выступает иногда как чудовище, разрушающее дома и селения, или, напротив, оказывающее помощь герою. ... «...между лопатками ко мне садись... — Взлетел. Несет. К Ледовитому морю прилетели. Опустились» (из преданий манси, записанных В.Н.Чернецовым).
аргыш - олений обоз, соответственно "аргышить" - кочевать;
отказ - слово не опознано, но явно какое-то оружие (спасибо тому, кто скажет мне, что же это такое).
"Мэбэт" захватывает с самого начала: он по духу настолько фольклористичен, что не хочется отрываться: просто пьешь этот текст, такой он родной и знакомый: это язык былин, эпосов и сказаний (тут, наверное, надо сказать, что я родилась в республике Коми, и северные сказки были со мной с самого раннего детства, хоть и пугали так, как ничто другое в мире книг и фильмов еще не пугало). Впрочем, главный герой отрезвляет: он мне не понравился с первых же страниц. Хотя, если исходить из книги, то это просто зависть слабого к сильному.
Мэбэт необычный человек тайги или тундры, он родился в небогатой семье, его отца никто не помнит, но Мэбэт всему учится очень рано и быстро, он удачлив в охоте, не нуждается в других людях, презирает законы и людей и богов, невзгоды, болезни обходят его стороной. Да еще и внешность необычная - светлоглазый и светловолосый. Как тут не заподозрить кого-то из высших в такой прекрасной судьбе? Вот и прилипает к Мэбэту прозвище "любимец богов". Впрочем, сам Мэбэт за все свои удачи благодарит только себя, а о том, почему он здоров, удачлив, а моры обходят его становище он и не задумывается.
К людям Мэбэт относится... старается никак не Вот он помогает парням красть невест, но не из хорошего отношения к бедным женихам, а только потому, что сам процесс кражи его забавляет. Надоест - и он бросит. Он даже не задумывается о том, почему люди изобрели законы, например, увидев лучшую дичь, бросает подранка, бьет беременных самок. И на все у него одна правда: я сильный, я могу - вот мой закон.
Может показаться, что близким Мэбэта с ним живется хорошо (а из близких у него одна жена и единственный выживший ребенок - сын), формально - да. Самое доступное развлечение северных мужчин - бить жену, любимец божий свою не ударил ни разу, но обнимал лишь когда нужно было ее успокоить. В общем, обращался как рачительных хозяин с нужной вещью: специально не ломал, когда требовалась проводил ТО и не более. С одной стороны - жене с таким мужем (да еще богатым, никогда не возвращавшимся с охоты без добычи) жить хорошо. С другой... каково жить с человеком, который тебя за человека не считает и этого даже не скрывает? Мое мнение современной женщины в этом вопросе совсем ничего не значит, потому что все другое, по-мне, так вообще лучше одной жить, если выбор между тем, кто бьет или тем, кто считает тебя вещью. С позиции же женщины-ненки былинных времен - бьет может даже и лучше - все-таки обращает внимание, признает за живого человека.
Через какое-то время начинаешь понимать, что любимец божий живет конечно счастливо, но он недалеко ушел от какого-нибудь местного дурака, который счастлив тем, что не видит ничего дальше собственного носа. У Мэбэта нет глубоких чувств, он как инвалид, с отрезанной частью души, которая отвечает за волнение, привязанности, дружбу. Он самодостаточен настолько, насколько это может быть. Счастлив сам собою. Хотя даже слово "счастлив" довольно условное определение. Скорее он безмятежен. Нет, приступы раздражения, гнева у него бывают, но они редки, быстро проходят и герой их забывает.
Так все идет, пока у Мэбэта не рождается похожий не него внук - Светлоглазый Сэвсэр. Мальчик рано осиротел, а Мэбэту пришло время умирать. А без мужчин женщинам и ребенку грозит или смерть, или жизнь в чужих чумах из милости. И первый раз в жизни Мэбэту становится не все равно. Сэвсэр - ребенок об которого "сломалось его сердце". И вот, в надежде получить годы жизни, необходимые чтобы вырастить внука, Мэбэт отправляется к богине-Матери. От нее он узнает причину и цену своего непреходящего везения. И, добывая несколько лет жизни, которые ему придется прожить уже простым человеком, оказывается на Тропе Грома. Ему предстоит пережить боль, страдание, стыд, раскаяние, увидеть силу и благородство других людей, в первый раз в жизни потолковать по душам, узнать цену себе, другим людям и богам. На этой тропе он будет становиться человеком.
Повествование, начавшееся как пусть не очень веселая, но таки сказка о везунчике, превращается во второй (условно) части в философское повествование. Кто мы, как мы живем, наша ли воля или воля богов движет нашими жизнями, есть ли выход из этой жизни, страдание ли удел людей и есть ли у нас надежда на лучшую долю.
Так повествование о замкнутом социуме: мир книги - это исключительно мир людей тайги и тундры, - с треском ломает этнологические границы и превращается в рассказ об общечеловеческих проблемах, страхах и надеждах. И зачитываешься уже не потому, что фольклорные мотивы, заговоры, галлюциногенные грибы, или лаконичный, но сочный язык персонажей, а потому что уже понимаешь: каждая встреча Мэбэта с очередным представителем мира духов - это встреча с собой. Со своими родными или незнакомыми "тараканами". Взгляд в себя. Да какой взгляд! Довольно-таки подробное копошение и препарирование.
И конец книги одновременно ожидаемый (потому что иного и быть не могло!) и внезапный (потому что не в традиции современного общества героев и супер-героев).
Резюме: книгу можно посчитать декоративной безделкой, в которой ничего нового, можно увидеть значимые для всех проблемы, трагизм, вырастающие из, казалось бы, простого жизненного пути героя. Лично я вижу в ней прекрасное сочетание формы и содержания. Тот самый случай, когда хочется сказать спасибо судьям Долгой прогулки за такое расширение моих горизонтов.
юрак - ненец;
пальма (палма) - оружие, по сути нож на длинной палке;
ярта -внутренности животного;
ровдуга - замша, исходя из условий жизни - из оленьей шкуры;
птица Карс - в мифологии северных племен страшная птица, но может и помогать героям ("Вот как описывает ее С.Патканов ... гигантской величины птица с человекоподобной головой и большим клювом; позади рук, снабженных длинными и острыми когтями, вырастают два мощных крыла; ... В сказаниях манси Карс выступает иногда как чудовище, разрушающее дома и селения, или, напротив, оказывающее помощь герою. ... «...между лопатками ко мне садись... — Взлетел. Несет. К Ледовитому морю прилетели. Опустились» (из преданий манси, записанных В.Н.Чернецовым).
аргыш - олений обоз, соответственно "аргышить" - кочевать;
отказ - слово не опознано, но явно какое-то оружие (спасибо тому, кто скажет мне, что же это такое).
"Мэбэт" захватывает с самого начала: он по духу настолько фольклористичен, что не хочется отрываться: просто пьешь этот текст, такой он родной и знакомый: это язык былин, эпосов и сказаний (тут, наверное, надо сказать, что я родилась в республике Коми, и северные сказки были со мной с самого раннего детства, хоть и пугали так, как ничто другое в мире книг и фильмов еще не пугало). Впрочем, главный герой отрезвляет: он мне не понравился с первых же страниц. Хотя, если исходить из книги, то это просто зависть слабого к сильному.
Мэбэт необычный человек тайги или тундры, он родился в небогатой семье, его отца никто не помнит, но Мэбэт всему учится очень рано и быстро, он удачлив в охоте, не нуждается в других людях, презирает законы и людей и богов, невзгоды, болезни обходят его стороной. Да еще и внешность необычная - светлоглазый и светловолосый. Как тут не заподозрить кого-то из высших в такой прекрасной судьбе? Вот и прилипает к Мэбэту прозвище "любимец богов". Впрочем, сам Мэбэт за все свои удачи благодарит только себя, а о том, почему он здоров, удачлив, а моры обходят его становище он и не задумывается.
К людям Мэбэт относится... старается никак не Вот он помогает парням красть невест, но не из хорошего отношения к бедным женихам, а только потому, что сам процесс кражи его забавляет. Надоест - и он бросит. Он даже не задумывается о том, почему люди изобрели законы, например, увидев лучшую дичь, бросает подранка, бьет беременных самок. И на все у него одна правда: я сильный, я могу - вот мой закон.
Может показаться, что близким Мэбэта с ним живется хорошо (а из близких у него одна жена и единственный выживший ребенок - сын), формально - да. Самое доступное развлечение северных мужчин - бить жену, любимец божий свою не ударил ни разу, но обнимал лишь когда нужно было ее успокоить. В общем, обращался как рачительных хозяин с нужной вещью: специально не ломал, когда требовалась проводил ТО и не более. С одной стороны - жене с таким мужем (да еще богатым, никогда не возвращавшимся с охоты без добычи) жить хорошо. С другой... каково жить с человеком, который тебя за человека не считает и этого даже не скрывает? Мое мнение современной женщины в этом вопросе совсем ничего не значит, потому что все другое, по-мне, так вообще лучше одной жить, если выбор между тем, кто бьет или тем, кто считает тебя вещью. С позиции же женщины-ненки былинных времен - бьет может даже и лучше - все-таки обращает внимание, признает за живого человека.
Через какое-то время начинаешь понимать, что любимец божий живет конечно счастливо, но он недалеко ушел от какого-нибудь местного дурака, который счастлив тем, что не видит ничего дальше собственного носа. У Мэбэта нет глубоких чувств, он как инвалид, с отрезанной частью души, которая отвечает за волнение, привязанности, дружбу. Он самодостаточен настолько, насколько это может быть. Счастлив сам собою. Хотя даже слово "счастлив" довольно условное определение. Скорее он безмятежен. Нет, приступы раздражения, гнева у него бывают, но они редки, быстро проходят и герой их забывает.
Так все идет, пока у Мэбэта не рождается похожий не него внук - Светлоглазый Сэвсэр. Мальчик рано осиротел, а Мэбэту пришло время умирать. А без мужчин женщинам и ребенку грозит или смерть, или жизнь в чужих чумах из милости. И первый раз в жизни Мэбэту становится не все равно. Сэвсэр - ребенок об которого "сломалось его сердце". И вот, в надежде получить годы жизни, необходимые чтобы вырастить внука, Мэбэт отправляется к богине-Матери. От нее он узнает причину и цену своего непреходящего везения. И, добывая несколько лет жизни, которые ему придется прожить уже простым человеком, оказывается на Тропе Грома. Ему предстоит пережить боль, страдание, стыд, раскаяние, увидеть силу и благородство других людей, в первый раз в жизни потолковать по душам, узнать цену себе, другим людям и богам. На этой тропе он будет становиться человеком.
Повествование, начавшееся как пусть не очень веселая, но таки сказка о везунчике, превращается во второй (условно) части в философское повествование. Кто мы, как мы живем, наша ли воля или воля богов движет нашими жизнями, есть ли выход из этой жизни, страдание ли удел людей и есть ли у нас надежда на лучшую долю.
Так повествование о замкнутом социуме: мир книги - это исключительно мир людей тайги и тундры, - с треском ломает этнологические границы и превращается в рассказ об общечеловеческих проблемах, страхах и надеждах. И зачитываешься уже не потому, что фольклорные мотивы, заговоры, галлюциногенные грибы, или лаконичный, но сочный язык персонажей, а потому что уже понимаешь: каждая встреча Мэбэта с очередным представителем мира духов - это встреча с собой. Со своими родными или незнакомыми "тараканами". Взгляд в себя. Да какой взгляд! Довольно-таки подробное копошение и препарирование.
И конец книги одновременно ожидаемый (потому что иного и быть не могло!) и внезапный (потому что не в традиции современного общества героев и супер-героев).
Резюме: книгу можно посчитать декоративной безделкой, в которой ничего нового, можно увидеть значимые для всех проблемы, трагизм, вырастающие из, казалось бы, простого жизненного пути героя. Лично я вижу в ней прекрасное сочетание формы и содержания. Тот самый случай, когда хочется сказать спасибо судьям Долгой прогулки за такое расширение моих горизонтов.