Я девушка здравомыслящая. Немножко психованная, но здравомыслящая.
Монастырь Жича, он же Дом Святого Спаса существует и сейчас, основан же он был в далеком 1206 году.
В книге упоминается о нападении на монастырь болгар и куманов в 1291 году, но источники в интернете об этом умалчивают, впрочем, я не копала глубоко.

Неоднократно я прекращала читать и лезла в Википедию, чтобы прочитать кто же такие эти стефаны Лазоревич, Драгутин или Милутин, что из себя представлял Энрико Дандоло, и была ли на самом деле у Феодора Ласкариса супруга Филиппа из Армении.
Всё было и все были. Петрович взял историческую канву-основу и вышил историю такими волшебными нитками, что превратил историю в сказку. В сказание. Былину. Каждый раз когда читаю такое, я, кажется, дышать иногда забываю от восхищения: как можно так играть словами и смыслами. Какой чу ́дный талант надо иметь, чтобы заплетать в косы солнечные лучи, вплетать в бороды перья ангелов, украшать одежду своих персонажей взлетающими птицами, которые могут и погибнуть, прятать малодушие за пазухой или вытаскивать его как занозу из пальца, научить птиц вить гнезда с обрывками зацепившихся за ветки деревьев фраз, спасая их тем самым от исчезновения, и многое, многое другое.

Основное повествование живет в 1290-х годах, периодически читать дальше
Идея борьбы зла и добра повторяется многократно. И в мелочах, и в больших делах: кто-то обманывает, кто-то убивает. Кто-то хочет жить мирно, а кто-то, движимый себялюбием ли, гордыней ли, иным качеством, может целые народы заставить рыдать и исчезать в забвении, окунаться в ничто, ради своекорыстных целей.
"История ... была тщательно отрегулирована и подчинена интересам сильнейших государств, властителей, торговцев или тех тиранов, которые могут существовать только при условии, что происходит что-то историческое. Обычному человеку оставалось лишь прозябать, в постоянном ожидании того, что сторукое, ненасытное чудовище доберется и до его собственной судьбы".
И как и полагается - у зла не только много лиц, у него и множество приспешников и много времени.
История осады Жичи, поначалу воспринимается только лишь как переложенная на язык магического реализма, от этого воспарившая, оторвавшаяся от реальности, прекрасно рассказанная, но довольно простая история. Но внезпано понимаешь, что она превратилась в историю бесконечной войны. Войны с перерывами, с островами мирной жизни, но тем не менее войны, от которой никуда не деться, которая всегда тебя найдет где бы ты ни был. И остается в этой ситуации только оставаться честным и видеть то, что происходит. И вот тут в полной мере раскрываются окна. Да, в прямом смысле. В начале книги - это волшебные окна прошлого, будущего, настоящего вблизи и настоящего вдалеке, вставленные в стены церкви св. Спаса. А потом оказывается, что таких окон - честно показывающих то, что происходит в мире крайне мало, хуже того: когда кривые окна исправляют - люди недовольны. А ведь в 1997, когда книга вышла, еще и интернет не так был распространен, что уж сейчас говорить об окнах и их правдивости, и о нашем знании реальности...

Было бы странно, если бы в книге, в самоё заглавие которой вынесено название церкви, не было бы о вере. Нет, тут есть и религия -как основанное на вере поведение, правила, обряды и прочее, но в основе действительно вера - искренняя и крепкая. Обрядов, молитв, песнопений и прочего в книге действительно много, но оно настолько органично, настолько естественно включено в нить повествования, настолько искренне монахи и миряне обращаются к Богу, надеются на него, взывают и благодарят, что этому веришь. Да и как не поверить, если у Петровича Жича защищается от осаждающих её страшного Шишмана и его преспешников, только чудом господним, по вере молящихся сотворенным: монастырь парит в воздухе.

Осада святого Спаса превращается у Петровича в осаду добра, достоинства, честности, в целом - осаду божьего мира. В многовековую непрекращающуюся войну, которая может привести в отчаяние, если бы не тот простой факт, что мы еще живем. И даже порой пытаемся исправлять искривленные окна, чтобы хотя бы самим посмотреть на реальность этого мира, этой жизни. Кто знает, может именно этим и благословенно царство божие на Земле...

Книга написана после военного конфликта (и эти слова так прекрасно подменяют термин "война";), в котором участвовала Сербия. Я не хочу вдаваться в вопросы о том, кто прав, кто виноват, кто развязал войну и какие зверства там были. Просто хочу отметить: книга написана по следам войны (как раз того самого чьего-то желания жить во времена исторические), и процитировать автора: "Неужели поэзия может быть вуалью, пусть даже прекрасно сотканной, на безобразном лице какого-то исторического события?" Может, как и литература в целом. Но Петрович пишет и о другом: что иногда только повесть может спасти от уничтожения, смерти, растворения в глубоком ничто. Что из этого? Может ли быть честная, неискаженная литература, которая при этом не утопит в депрессии? С трудом верится, а хотелось бы. Может поэтому и заставляет автор взлететь Жичу, может поэтому книга не хроника, а магический реализм, в котором писатель может оставить зло безликим, безымянным, как бы несколько отстраняясь от реальных событий, чтобы описать не не только и не столько их видимую часть, сколько - сущность.

P.S. это вторая книга Петровича, которую я читаю, и от обеих у меня ворох чувств и полная сумятица в голове. Потому, что с одной стороны я просто хочу наслаждаться создаваемыми автором образами, растекаясь по ним всем своим существом, наслаждаясь каждым, пока вся их
красота и сила не ассимилируются в моем организме, с другой - книги заставляют думать, а мозг я отключать не умею. В итоге я как тот Буриданов осел разрываюсь между двумя равноценными желаниями, умудряясь при этом получать огромное удовольствие, последнего и вам желаю от всей души.



@темы: книжное